ДЕТСКАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

20.06.2023

                                               

    В настоящее время, когда для окружающих многих важны и больше ценятся умение постоять за себя, активность, уверенность, сила и коммуникабельность – детям, у которых характер более мягкий и уступчивый приходится очень непросто. Также непросто и родителям, которые переживают за мягкий характер своего малыша и за то, каким он вырастет. Застенчивость часто может быть признаком сдержанного темперамента. Если она не мешает ребёнку, то родителям не следует считать, что это является большой проблемой. Но когда застенчивость доставляет дискомфорт и мешает ребенку общаться со сверстниками, вызывает страх попросить помощи у взрослого, заставляет чувствовать себя несчастным и не таким как все- тогда стоит задуматься и нужно помочь ощутить себя равным среди сверстников. Застенчивость чаще может проявляется при общение с малознакомыми людьми, поход в гости, в моменты социализации в детском саду и в школе, в общении с родственниками, которых малыш видит достаточно редко и др. Стеснительность может проявляться молчанием, иногда отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими ответами, пугливостью, настороженностью. Ребенок прячется за маму или отворачивается. Но при этом может выглядывать из-за мамы и наблюдать. Может просто не пытаться наладить общение самостоятельно и предпочитает уединение. Некоторые психологи считают, что застенчивость является целостным психическим явлением, т.к. оно затрагивает всю личность и может быть как переходным этапом при формировании характера, так и постоянной чертой конкретного ребенка! А также среди психологов бытует мнение, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании. Как понять останется ли мой малыш таким навсегда или при взрослении расстанется с робостью и застенчивостью? Нужно учесть и рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность.

ПРИЧИНЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

       Застенчивость как особенность возрастного периода. Такая черта как стеснительность не всегда может быть связана с характером. Естественно, у более активных и общительных ребят она встречается реже, но и они могут стать жертвой робости и стеснительности, попав в новое социальном окружение. Проявление детской застенчивости – это вполне нормальное явление для младших детей и младших школьников. Чаще особенно ярко она выражается в возрасте пяти лет, так как это связано с возрастающей потребностью ребенка в одобрении и похвале со стороны взрослых. Застенчивость как неумение коммуницировать. Очень часто мы путаем детскую стеснительность с просто неумением общаться и вступать в диалог. Когда взрослый в очередной раз заметит, что с вашим ребенком хотят подружиться сверстники, а он разворачиваясь бежит к вам, нужно задуматься: знает ли ребенок как быть в такой ситуации? Большинству детей очень не хватает навыков социального взаимодействия. Взрослые просто не уделяют время для обучения детей правильному общению, а сами они не всегда справляются с этой проблемой. Важно потренироваться вместе с малышом знакомиться с другими, обмениваться игрушками, отвечать на простые вопросы и постепенно вступать в диалог. Все это можно проделывать в игровой форме. Часто именно нехватка навыков общения у детей является источником не только робкого, застенчивого, но и агрессивного поведения по отношению к другим сверстникам.

                                      ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА

         Вполне возможно, что робость и стеснительность являются чертой личности малыша, которая может быть его личной особенностью, врожденной. Как правило, люди с такими чертами не “перерастут” застенчивость и, возможно, будут бороться с ней на протяжении всей жизни. Но зачастую такие люди обладают множеством других, позитивных черт! Они более чувствительны, но лучше понимают других. Впечатлительны, но способны к сочувствию. Они сложно идут на Им сложно пойти на первое общение, первый контакт, но в близком общении они очень открыты, доверчивы и душевны. Застенчивым детям, зачастую, свойственны такие качества как ответственность, старательность, исполнительность. Они могут быть с развитым творческим началом. Также у них развит познавательный интерес и они достаточно много знают Если ребенок сторонится шума, избегает незнакомцев , сверстников, впечатлительный, тревожный, склонен к переживаниям и страхам; неразговорчивый, напряженный даже в кругу близких; с беспокойных ситуациях склонен к проявлению таких симптомов на уровне тела как: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле.сильно переживает из-за неудач, долго обижается, тяжело отходит от потрясений; то, скорее всего, робость и застенчивость являются частью его врожденных особенностей. Приобретенная застенчивость Бывает и так, что застенчивость может развивается у ребенка, который столкнулся с: травматическими событиями, враждебным окружением; или является следствием тяжелого заболеванием; Часто застенчивыми становятся дети, имеющие трудности со зрением или слухом, дефектами речи, хроническими болезнями и другими физическими особенностями, которые делают их непохожими на сверстников. Бывает так, что они заранее стесняются себя и той оценки, которую окружающие могут им дать, так как они уже сталкивались с негативным опытом. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своей застенчивости и это очень осложняет корректирующую работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует свое внимание на своем «недостатке» (застенчивости) и особенностях своего характера. Сначала нужно выявить причины робости и застенчивости, а затем наметить «маршрут» помощи. К сожалению, не все родители осознают проблему и пускают это на самотек. Чем раньше родители начнут помогать преодолевать застенчивость, тем лучше. Так как с возрастом у ребёнка может сформироваться стереотип застенчивого поведения, которое закрепится и тяжело корректируется в дальнейшем. Несколько советов для родителей: 1. Не стоит называть ребёнка застенчивым, т. к. это может отразиться на его поведении. 2. Не стоит требовать от ребёнка идеального поведения. Это может усилить застенчивость. 3. Важно подчёркивать сильные стороны его характера, хвалить ребёнка, говорить о его положительных качествах, укрепляя в нём уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. 4. Нужно разнообразить жизнь ребёнка различными досугами, прогулками, экскурсиями и т.д. Очень помогает раскрепоститься и повысить самооценку художественная и театрализованная деятельность. А также ряд целенаправленных психологических игр. 5. Постарайтесь расширить круг общения ребёнка: чаще приглашайте друзей ребёнка, берите малыша в гости и на другие мероприятия. Находясь в большом и незнакомом обществе, будьте рядом и держите его за руку. Когда ребенок почувствует уверенность в себе- сам отпустит руку.

                          ЧЕМ И КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЁНКУ

         Тихие и робкие дети требуют особого подхода как родителей, так и воспитателей. Такие детки понимают больше, чем могут выразить словами или и эмоциями. Они могут быть мнительны и не уверены в себе. Поэтому следует понять, каких ошибок в поведении нужно стараться избегать, чтобы не навредить малышу: Такие детки достаточно ранимы и поэтому к ним желательно относиться более мягко. Они реагируют на крик, повышение голоса, наказания, Частые запреты, одергивания и строгость со стороны родителей могут лишь усугубить ситуацию и привести к большей заторможенности и повторению осуждаемых действий из-за страха перед ошибкой. Но в тоже время, не стоит слишком опекать такого малыша, тки образом родители могут лишить его возможности попробовать свои силы в общении с другими. Ребенок может стать наоборот, более замкнутым и несмелым, а способность к самостоятельному решению проблем совсем пропадет.

         Чтобы исправить ситуацию нужно понять и соблюдать в воспитании такие моменты:

 - Не показывайте разочарованность в нем и его робком характере;

 -не отвергаете ребенка, не окружайте запретами и строгими приказами;

 -делайте все, чтобы малыш чувствовал себя рядом с вами защищенным;

. -повышайте его самооценку: замечайте успехи, хвалите, делайте комплименты;Хочу такой сайт

 -учите не опускать руки после поражения;

-тренируйте с ним навыки общения;

 - не сравнивайте его внешность и способности;

 -не подшучивайте над ним и не позволяйте это делать родным;

 - помогайте ребенку расширить круг новых знакомств.

         Родителям следует привлекать малыша к выполнению различный поручений, где необходимо обратиться к другим людям (купить что-то в магазине, поблагодарить кого-то и т.д. Задания обязательно должны быть под силу ребенку! Если ребенок стесняется очень сильно и не может выполнить простые поручения- не нужно заставлять его бороться с собой. Также стоит обратить внимание на окружение ребенка в саду, школе и на площадке. Везде могут найтись обидчики, с которыми малышу трудно справиться, Ни в коем случае не бросайте такого ребенка наедине с агрессорами. Необходимо помнить, что повысить самооценку и уверенность в себе за один день невозможно. Используйте всегда только позитивные методы мотивации, чтобы ребенок мог видеть свои успехи и свои награду за них. Выделяйте его достижения в присутствии других людей, даже если он робеет. Помочь детям быть успешными в жизни, научить их владеть собой в разных ситуациях, дать им возможность поверить в себя и почувствовать - как хорошо играть в любимые игры с друзьями, танцевать и веселиться на праздниках, никого не стесняясь – наша общая задача.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.06.2023

Дата обновления: 20.06.2023

Дата публикации: 20.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».