Рабочая программа предмета ОРКСЭ 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № 3
от «26» августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
Протокол №16
от «29» августа 2022 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Кольцовская средняя
школа» №169
от «29» августа 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль "Основы светской этики."»
для начального общего образования
4 класс
срок освоения: 1 год

Составитель: Лагуткина Л.П..,
учитель начальных классов

2022 г.

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе Федерального государственного
стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по ОРКЭС для образовательных
учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Шемшуриной А.И. «Светская этика»
(учебно-методический комплект «Школа России»). Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Предметные результаты
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы
буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
В результате изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования у обучающихся:
⎯ сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
⎯ произойдет знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
⎯ произойдет понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
⎯ сформируются первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России;
⎯ сформируются первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности;
⎯ произойдет становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
⎯ произойдет осознание ценности человеческой жизни

Планируемые результаты по учебным модулям. «Основы светской этики»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному
наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое
мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение
на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
России, осознание своей этнической и национальной реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
принадлежности;
формирование
ценностей результата.
многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Формирование целостного, социально ориентированного Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
природы, народов, культур и религий.
неуспеха
Овладение начальными навыками адаптации в динамично Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
изменяющемся и развивающемся мире
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, Активное использование речевых средств и средств информационных и
развитие мотивов учебной деятельности и формирование коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
личностного смысла учения
коммуникативных и познавательных задач
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои Использование знаково-символических
поступки, в том числе в информационной деятельности, на средств представления информации для создания моделей изучаемых

основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль
Готовность конструктивно разрешать конфликты
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами

2. Основное содержание модуля «Светская этика»
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых
чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть

коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён
для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь
понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте
сопутствует терпение. Действия с приставкой «со». С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века.
Слово, обращённое к себе. Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся с проектами.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой
активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные
выводы.
Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять
мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий
на печатной основе учителю предлагается использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы,
фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и
проблемный характер.
Модуль "Школьный урок". Воспитательныезадачи .формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической
имногоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Осуществление духовнонравственного воспитания содействует духовно-нравственному становлению человека. Само по себе духовно-нравственное развитие личности
— сложный,многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры,
человечества в
целом. В этом процессе нельзя исключить влияние такого серьезного фактора, как религия. Религиоведческие знания обладают
значительным воспитательным потенциалом. Руководствуясь целями и задачами курса ОРКСЭ, определяется направление воспитания,
осуществляющее гражданское, патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое воспитание. Воспитательные возможности курса имеют совокупность специфических особенностей. Именно учитель начальной школы, приобщая
детей к духовным и культурным ценностям , закладывает основы формирования
высоконравственной личности гражданина России.
3. Учебно- тематический план.
№
п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1.

Этика – наука о нравственной жизни человека. Этика общения.

5

2.

Этикет.

4

3.

Этика человеческих отношений .

4

4.

Этика отношений в коллективе.

3

5.

Ежели душевны вы и к этике не глухи. Простые нравственные истины.

5

6.

Душа обязана трудиться.

4

7.

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4

8.

Судьба и Родина едины.

4

9.

Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся с проектами.

1

ИТОГО:

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».