Положение о классном руководителе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического совета
от 15.06. 2017г. Протокол № 10

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Кольцовская средняя
школа»
от 15.06.2017г. № 105 -о/д

Положение
о классном руководителе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кольцовская средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; инструктивно – методическими
документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в
общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя; Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №
373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1643); Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред.
приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1644); Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред.
приказа Минобрнауки России от от 29 декабря 14 года № 1645), Уставом МБОУ «Кольцовская
средняя школа» (далее- школы) и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная
на организацию системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива, создание условий для индивидуального самовыражения и развития
личности обучающихся.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конституции
РФ, Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ о правах ребенка и их гарантиях, Закона
«Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»,
Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного общего
и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), нормами
Устава школы, локальных актов и настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма,
приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности,
свободного развития личности.
1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом
директора школы. Непосредственное руководство и координацию работы классных
руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников, не имеющих классного
руководства. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании
приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления,
родителями (законными представителями детей), родительским комитетом класса и педагогомпсихологом, социальным педагогом, педагогом - организатором, Советом профилактики,
социальными
партнерами
школы
по
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся, представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты,
защиты прав несовершеннолетних и т.д.
1.8. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя:

знания и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и
возрастной психологии;

знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного
воздействия на личность;

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;

владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и
группы;

знание основ физиологии, школьной гигиены;

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенции о
правах ребенка, основ трудового законодательства;

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития
образования и педагогической практики;

способность
к
самоанализу,
самодиагностике,
прогнозированию,
программированию, коррекции, самоконтролю;

наличие организаторских умений и навыков;

наличие коммуникативных способностей;

высокий уровень духовно- нравственной культуры.
1.9. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия
нового.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1 Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с
учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной
социализации в обществе.
2.3.Задачи:

формирование и развитие коллектива класса;

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;

организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности,
вовлекающей обучающихся в общественно- ценностные социализирующие отношения,
способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися
педагогическими работниками;

защита прав и интересов обучающихся;

диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.


и

3. Функции классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психологопедагогической службами школы), выражающаяся в:

изучении индивидуальных особенностей, обучающихся;

выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;

изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;

изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума
на обучающихся класса;

прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и
этапов формирования классного коллектива;

прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;

предвидении последствий, складывающихся в классном коллективе отношений.
3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в
целом;

координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и
организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся,
организация деятельности органов ученического самоуправления;

организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками,
педагогом – психологом, педагогом – организатором, социальным педагогом, библиотекарем,
медицинским работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;

содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в
получении дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы и пр.) как в школе, так и в учреждениях
дополнительного образования;

участии в работе педагогических и методических советов, методических,
творческих объединений классных руководителей, административных совещаниях, Совета
профилактики;

координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях
во внеучебное и каникулярное время;

организации работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в образовательной деятельности;

заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся;

выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с
социальным педагогом);

обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся;

систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля,
коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и
тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);

систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на
различных видах учета;

контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающегося»

ведении документации классного руководителя (Приложение 1)
3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:

развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися,
между обучающимися и взрослыми;

оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного ребенка;

оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими
детьми, социумом;

информировании обучающихся о действующих детских и молодежных
общественных организациях, и объединениях.
3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:

контроле за успеваемостью каждого обучающегося;

контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

контроле за самочувствием обучающихся;

контроле за организацией питания обучающихся класса;

контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающегося»

контроле за состоянием закреплённого кабинета.


4.Обязанности классного руководителя
Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой:
4.1.Классный руководитель ежедневно:

определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению
опозданий и непосещаемости учебных занятий;

организует и контролирует дежурство обучающихся;

организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении;

присутствует
на
всех
мероприятиях,
в
которых
принимают
участие обучающиеся своего класса;

присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях,
проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающегося»
4.2.Классный руководитель еженедельно:

проводит классный в соответствии с планом воспитательной работы;

организует работу с родителями по ситуации;

проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по
ситуации;

анализирует
состояние
успеваемости
в
классе
в
целом
и
у отдельных обучающихся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:

посещает уроки в своем классе;

проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителейпредметников;

решает хозяйственные вопросы в классе;

координирует работу родительского комитета класса;

координирует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель каждую четверть:

оформляет и заполняет классный (электронный) журнал;

участвует в работе методических, творческих объединений классных
руководителей;

проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;

проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

проводит классное родительское собрание;

представляет отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть;
4.5.Классный руководитель ежегодно:

оформляет личные дела обучающихся;

анализирует состояние воспитательной работы в классе (май) и уровень
воспитанности обучающихся в течение года (апрель);

составляет план воспитательной работы в классе согласно теме проекта «Наше
классное дело» и направлению РДШ (сентябрь-октябрь);

собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство
выпускников и пр.) – по запросу;
4.6. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить
и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.
4.9. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на совещании классных
руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании.
4.10. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методических,
творческих объединениий классных руководителей, повышать свой квалификационный уровень
в сфере педагогики и психологии.


5. Права классного руководителя
5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся;
5.2.Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью
оказания своевременной помощи обучающимся;
5.3.Координировать работу учителей-предметников в классе;
5.4. По согласованию присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых в классе;
5.5.Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов
школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы;
5.6.Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от
руководства школы, а также органов самоуправления;
5.7.Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с учетом
основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать индивидуальные программы
работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации
деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий;
5.8.Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам,
связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам;
5.9.Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности Родительского
комитета класса;
5.10.По согласованию с администрацией школы обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы
содействия семье и школе на предприятиях;
5.11.Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной
ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
5.12.Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с учащимися;
5.13. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны
администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов.

6. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
6.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании
двух групп критериев: результативности и деятельности.
6.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости).
6.3. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с
педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими
участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
6.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной
степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.
6.5. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная
динамика в:

состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;

степени сформированности у обучающихся понимания
значимости
здорового
образа жизни;

уровне воспитанности учащихся, уровне сформированности классного коллектива;

проценте участия и посещаемости внеурочных мероприятий;

уровене участия в деятельности РДШ;

проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;

рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в
мероприятиях школы и города;

степени участия классного коллектива в работе органов ученического
самоуправления.
6.6. Администрация школы включает в график внутришкольного контроля мероприятия по
изучению эффективности реализации функций классного руководителя.
7. Ответственность классного руководителя
7.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время
воспитательных мероприятий с классом;
7.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную
ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством;
7.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и
психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть
освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
7.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным
законодательством.
7.5. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским
законодательством.

Приложение 1
к Положению о классном руководстве
Документация классного руководителя
1. Программа, проект воспитывающей деятельности класса;
2. План воспитательной работы класса на учебный год;
3. Социальный паспорт класса;
4. Личные дела обучающихся;
5. Протоколы родительских собраний;
6. Классный (электронный) журнал;
7. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
8. Отчеты о работе классного руководителя (по предложенной форме);
9. Анализ работы классного руководителя за учебный год;
10. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».