Положение о образовании на дому

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
педагогического совета
«30»декабря2020г.№ 12

УТВЕРЖДАЮ
Приказ МБОУ «Кольцовская средняя школа»
«30»декабря 2020г. №302-о/д

Положение
о порядке оформления отношений МБОУ «Кольцовская средняя школа» с обучающимися и
(или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования на дому
1. Нормативно-правовая база
1.1 . Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — Федеральный закон №273-ФЗ);
- Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК «Об образовании в
Республике Крым»;
- Совместным приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым и Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.08.2020
№1116/1844 «Об утверждении Положения о порядке оформления отношений
государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и
(или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования на дому или в медицинских организациях»;
- Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 №436н «Об
утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по
основным общеобразовательным программам на дому» (далее – Перечень);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2. Основные понятия и определения
2.1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов
нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться
к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном
изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и
механизмов организма;
- лечение - система медицинских мероприятий, направленных на
восстановление здоровья ребенка;
- длительное лечение - система медицинских мероприятий, направленных на
восстановление здоровья ребенка, для реализации которой требуется более 21 дня;
- медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и
психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление
нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо

систем организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро
развивающегося патологического процесса или обострения хронического
патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю
диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов
либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной
инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и
его социальную интеграцию в общество;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
(ПМПК)
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- специальные условия для получения образования - условия обучения,
воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- обучающийся, нуждающийся в длительном лечении - обучающийся,
осваивающий основные и дополнительные общеобразовательные программы,
которому по заключению медицинской организации проводится лечение или
медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинских
организациях или на дому, согласно действующему Перечню заболеваний, наличие
которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на
дому, или ребенок, который уже обучается на дому в соответствии с иными законными
основаниями.

-

3. Общие положения
3.1. Организация обучения на дому является одной из форм обучения по
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и
внедряется для обеспечения права граждан на получение образования. Реализации
образовательных программ может осуществляться в очной, очно-заочной формах, в
том числе и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
3.2. Для получения обучающимися на дому или в медицинской организации
качественного образования возможно использовать различные формы организации
образовательного процесса: приходящий на дом учитель, дистанционное обучение,
сетевая форма, посещение отдельные предметов и (или) курсов в государственной или
муниципальной общеобразовательной организации (далее — образовательная
организация), групповая и самостоятельная работа, а также сочетание различных форм
организации образовательного процесса.
3.3. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, а
также детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих заболеваниями,
указанными в действующем Перечне, организовывается обучение на дому.
3.4. За ребенком и его родителями (законными представителями) сохраняется

право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы
обучения.
3.5. В отдельных случаях, по заявлению родителей (законных представителей)
обучающегося на дому его обучение по программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования может быть организовано в
общеобразовательной организации.
3.6. Заключение медицинской организации о необходимости обучения на дому
оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской
организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается
врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения,
руководителем медицинской организации, заверяется личными печатями врачейспециалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть
отражено полное наименование медицинской организации.
3.7. При выборе любой формы организации обучения детей, нуждающихся в
длительном лечении, требования к режиму образовательной деятельности
определяются действующим СанПиН СП 2.4.3648-20.
3.8. Локальный нормативный акт, регламентирующий порядок обучения
ребенка на дому, в тoм числе и порядок действий родителей (законные
представителей), обучающихся в случае длительного лечения и отсутствия ребенка в
образовательной организации по уважительной причине (далее — Порядок)
разрабатывается образовательной организацией. Организация обучения на дому
осуществляется в соответствии с Порядком.
3.9. Образование обучающихся, осваивающих основные или
адаптированные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по
индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными
нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность,
с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
3.10. Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и
утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (в
течение 3-x рабочих дней, после предоставления необходимого пакета документов).
3.11. Зачисление детей, перевод обучающихся, которые нуждаются в обучении
на дому, в организацию, осуществляющую обучение, производится в течение всего
учебного года на основании заявления родителей (законных представителей),
заключения медицинской организации и приказа руководителя организации,
осуществляющей обучение.
3.12. Порядок и условия перевода обучающихся на дому (в медицинской
организации) из одной общеобразовательной организации в другую, в том числе в
случае прохождения длительного лечения, регламентируется приказом Минобрнауки
России от 12.03.2014 №1 77 «Об утверждении порядка и условий осуществления
перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным программам соответствующим
уровня и направленности».
3.13. По результатам годового оценивания обучающимся на дому 2-8, 10
классов выдаётся табель успеваемости.
3.14. Освоение основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования обучающимися на дому завершается государственной
итоговой аттестацией.
3.15. Учащимся 9 и 11 классов, осваивающим основные общеобразовательные
программы на дому, не имеющим академической задолженности и в полном объеме
выполнившим учебный план или индивидуальный учебный план, при их желании
должны быть созданы условия для сдачи государственной итоговой аттестации на

дому.
3.16. Учащимся 9 и 11 классов, обучающимся на дому по результатам освоения
образовательных программ основного общего и среднего общего образования
соответственно и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию,
выдаются аттестаты соответствующего образца (в том числе и аттестаты с отличием) в
соответствии с действующим Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об
основном общем и среднем общем образовании.
3.17. Обучающимся на дому, освоившим образовательные программы среднего
общего образования, может выдаваться аттестат о среднем общем образовании с
отличием и вручаться медаль
«За особые успехи в учении» в соответствии с
действующим Порядком выдачи медали «За особые успехи в учении».
3.18. Вся информация о состоянии здоровья ребенка, находящегося на
длительном лечении, полученная должностными лицами образовательной
организации, педагогическими или иными работниками образовательной организации
от родителей (законных представителей) ребенка, других официальных лиц, защищена
законодательством Российской Федерации и не может передаваться, кроме случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, или по письменному
согласию родителей (законных представителей) ребенка, находящегося на длительном
лечении.
3.19. Информация о заболевании и состоянии здоровья ребенка, которой
делится родитель (законный представитель) или сам ребенок с педагогами, не может
быть использована в каких-либо иных случаях, кроме как для правильного понимания
особенностей обучения и поддержки ученика на период его длительного лечения.
Данная норма должна быть отражена в дополнительных соглашениях к трудовым
договорам с работниками образовательных организаций, которые имеют доступ к
медицинской информации об обучающихся.
4. Организация обучения на дому
4.1. Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные или
адаптированные образовательные программы на дому, осуществляется по
индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными
нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.2. Основанием для организации обучения ребенка, находящегося на
длительном лечении, на дому является заключение медицинской организации о
проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21
дня и письменное заявление родителей (законные представителей) обучающегося
руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.3. Руководителем общеобразовательной организации издается отдельный
приказ об организации обучения на дому для каждого нуждающегося в нем учащегося
(в течение 3-к рабочих дней, после предоставления пакета документов, указанных в
пункте 3.11).
4.4 Преподавание учебных предметов обучающимся на дому осуществляют
педагогические работники, которые имеют соответствующее педагогическое
образование. Недопустимо преподавание всех предметов учебного плана основного
общего или среднего общего образования одним учителем - предметником.
4.5. Организация обучения на дому регламентируется основной или
адаптированной
общеобразовательной
программой,
включающей
индивидуальный учебный
план учащегося,
рабочие программы учебных
предметов, и расписанием занятий.
4.6. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья создаются
специальные условия для получения образования. Рекомендации по созданию
специальных условий для получения обучающимися образования указываются в
заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

4.7. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по
специальной индивидуальной программе развития (СИПР)) в обязательном порядке
часть индивидуального учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, должна включать часы коррекционно-развивающей работы, в рамках
которой реализуются коррекционные курсы и индивидуальная/подгрупповая работа
дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), учителя-логопеда,
педагога-психолога.
4.8. С учетом психофизических особенностей детей, находящихся на
длительном
лечении,
образовательная
программа
должна
дополняться
психологической и педагогической коррекционной работой, мероприятиями по
социальной адаптация и формированию жизненных компетенций.
4.9. Индивидуальный учебный план разрабатывается с учетом примерных
основных, в том числе адаптированных общеобразовательных программ начального,
основного и среднего общего образования, а также примерных основных
образовательных
программ
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
соответствии
с
федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования.
4.10. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому формируется на
основе учебного плана общеобразовательной организации (с обязательным
включением всех предметных областей и учебных предметов) с учетом
индивидуальных особенностей обучающегося, в соответствии с санитарногигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с
родителями (законными представителями) учащегося и утверждается приказом
общеобразовательной организации (в течение 3-x рабочих дней со дня издания
приказа об организации обучения на дому).
4.11. В индивидуальный учебный план обучающегося на дому в обязательном
порядке необходимо включать внеурочную деятельность (в том числе коррекционноразвивающей направленности).
4.12. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки
(количество учебных занятий) учащихся должен соответствовать гигиеническим
требованиям к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся,
определенным СанПиН СП 2.4.3648-20.
4.13. Расписание учебных занятий согласовывается с родителями (законными
представителями)
обучающегося
на
дому
и
утверждается
директором
общеобразовательной организации в течение 3-x рабочих дней со дня издания
приказа).
4.14. Отметки обучающихся по всем предметам учебного плана выставляются в
отдельном журнале, который ведется в соответствии с локальным актом
образовательной организации. Факт проведения каждого урока необходимо
зафиксировать подписью родителя (законного представителя) (при обучении на дому).
4.15. Администрация общеобразовательной организации осуществляет
контроль за своевременным проведением занятий на дому, выполнением рабочих
программ по учебным предметам, использованием соответствующих методик
обучения.
4.16. Общеобразовательная организация безвозмездно предоставляет
обучающимся на дому в пользование учебники, учебные пособия, а также учебнометодические материалы, средства обучения и воспитания на время получения
образования в данной форме.
4.17. С целью социальной адаптации обучающихся на дому их возможно
привлекать к участию во внеурочных и внеклассных мероприятиях по заявлению
родителей (законных представителей).

5. Применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при обучении детей, нуждающихся в
длительном лечении
5.1. По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на
дому, при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером,
обучение
может
быть
организовано с
использованием дистанционных
образовательных технологий.
5.2. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть
организовано с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» и письмом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 10.12.2012 №07-832.
5.3. При использовании электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий рекомендуется осуществлять тьюторское сопровождение
больного ребенка в очной форме.
5.4. Применение дистанционных образовательных технологий возможно при
общении и взаимодействии ребенка со сверстниками: включение ребенка в
деятельность своего класса образовательной организации по месту жительства;
онлайн-участие в различных школьных мероприятиях и другие формы взаимодействия
на основе дистанционных образовательных технологий.
5.5. Использование в образовательном процессе электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий должно в полной мере соответствовать
возможностям ребенка, способствовать поддержанию его интереса к обучению.
5.6. Применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе для обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, не может являться формальной заменой
комплексного решения проблем обучения таких детей.
5.7. При реализации для длительно болеющих детей образовательных
программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных
образовательных
технологий руководителям образовательных организаций
рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей
(законных представителей) по вопросам оказания ими помощи ребенку в процессе
такого обучения.
6. Обеспечение обучения на дому
6.1. Общее количество учебных часов (учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности, коррекционно-развивающей работы), выделяемых на каждого
обучающегося на дому для освоения основных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования определяется
образовательной организацией самостоятельно и должно обеспечивать выполнение
требований федеральных государственных образовательных стандартов в полном
объеме, с учетом психофизических возможностей, индивидуальных особенностей
ребенка и рекомендаций врачей.
6.2. Индивидуальный учебный план обучающихся на дому в полном
объеме может быть реализован за счет различных форм организации учебной
деятельности. При этом количество часов, отведенных на аудиторную работу учителя
(с учетом внеурочной деятельности), должно составлять не менее 50% учебной
нагрузки.
6.3. Внеурочная деятельность для обучающихся на дому является
обязательной и может реализовываться только за счет аудиторных часов.
6.4. Для обучающихся с OB3 в учебный план включается не менее 5 часов в

неделю обязательных занятий реабилитационно-коррекционной направленности,
которые могут реализовываться как во время урочной, так и внеурочной деятельности.
6.5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городские
округов полномочны изменять количество аудиторных часов,
выделяемых на обучение на дому, в сторону увеличения в пределах доведённого фонда
оплаты труда.
6.6. Содержание самостоятельной работы должно быть отражено в рабочей
программе по предмету и направлено на расширение и углубление практических
знаний и умений.
6.7. В рабочих программам по учебным предметам не допускается
самостоятельное изучение обучающимися на дому теоретического материала.
6.8. Самостоятельная работа выполняется учащимися по заданию
педагогического работника, под его руководством, в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий.
6.9.
В
случае
болезни
педагогического
работника
директор
общеобразовательной организации своевременно, в течение 1 -го рабочего дня
производит замену занятий с целью выполнения индивидуального учебного плана.
6.10. В случае болезни обучающегося на дому, с целью выполнения
индивидуального учебного плана педагогический работник своевременно
обеспечивает проведение пропущенных занятий в дополнительное время по
согласованию с родителями (законными представителями) учащегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».