Программа НОО курса внеурочной деятельности Орлята России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
начальных классов
Протокол № 3
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
педагогического
совета
МБОУ
«Кольцовская
средняя школа»
Протокол № 12
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ
«Кольцовская
средняя
школа» №184 о/д
от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Орлята России»
для начального общего образования
срок освоения: 3 года (2-4 класс)

Составитель: Кравчук В.А.,
учитель начальных классов

Кольцово, 2023 г.

ВВЕДЕНИЕ
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить
«создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития
России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры,
искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития
образования в РФ до 2025 г.).
За последнее время принято много новых государственных документов, активно
влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция
Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного общего образования (2021 г.), Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание
граждан РФ» и другие.
Содержание государственных документов, направленных на совершенствование
системы образования, сегодня задаёт вектор развития воспитательной работы среди детей
и молодёжи Российской Федерации и приоритетными задачами в сфере воспитания детей
определяет:
- «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года);
- «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от 31.07.2020 г. «О
внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам воспитания
обучающихся»).
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания
обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как
законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по
вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также сконцентрировать
воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию
институционального характера повышает уровень ответственности всех участников
процесса воспитания (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и
максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической
преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и
культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан,
способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к
противодействию негативным социальным процессам.
Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и
молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам
современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового
пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и
подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со
стороны детей. Особенности содержания всех модулей Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (учебно-методический
комплекс к внеурочной деятельности, программы летнего отдыха детей младшего
школьного возраста, обучение, курсы подготовки и повышения квалификации учителей
начальных классов к реализации Программы), а также использование в качестве базовой
методики коллективно-творческой деятельности в сочетании с учётом возрастных
особенностей развития личности младшего школьника позволяют педагогам выстраивать
воспитательный процесс, нивелируя обозначенные риски.
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7–10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы.

Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной
группы детей создают существенные социально-педагогические возможности развития их
социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в процессе
социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания
системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важновыстроить
систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как
основнойсоциальной группы, в которой происходит его становление как члена общества.
Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно
осуществлять врамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной
продуктивной деятельности ребёнка, широкомуиспользованию в работе с детьми
современных игровых технологий, социального проектирования,интерактивных методов,
позволяющих моделировать социальные процессы иявления. Естественно,с учётом
возраста и сформированного ранее социального опыта общения, взаимодействия и
сотрудничества детей.
Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность, быть как
взрослые;получить признание своих возможностей; желают участвовать в разнообразных
делах наравне совзрослыми. Это период начала формирования гражданской
идентичности. Предполагается, что детиосваивают групповые (социальные) нормы и
ценности поведения, активно овладевают культурнымнаследием, принимают на себя
ответственность за культуру группового гражданского действия.
Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые
требования,связанные
с
проявлением
инициативы,
предприимчивости,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью школьников находить нетривиальныерешения, проявлять энергичность,
настойчивость, формулировать цели, для реализации которыхнеобходимо привлекать и
использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в социальной
среде.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержательные основы Программы развития социальной
активностиобучающихся начальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся
начальных классов «ОрлятаРоссии» (далее – Программа, программа «Орлята России»).
Внедрение программы «Орлята России»в практику общеобразовательных школ
Российской Федерации позволяет решать одну из главныхзадач государственной
политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного
пространства России.
Актуальность программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Обобразовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в«Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальнойактивности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания
вобразовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию сучётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,
заложенныхв Программе.
Тезаурус основных понятий программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы
рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к
окружающей егосоциальной и природной среде, проявление возможностей и
способностей человека как членасоциума, устойчивое активное отношение личности к
отдельным общностям или обществу в целом;развитие социальной активности отражает
превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи,общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности,уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку,человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурномунаследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающейсреде
(Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждогоучастника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных
творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.).
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания
необходимоповседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися
событиями, которые былибы привлекательны для детей и обладали бы при этом
достаточным воспитательным потенциалом(Степанов П.В. Современная теория
воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. –М.: АНО Издательский
Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30).

Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующаяформированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика«Орлёнка» в терминах и
понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко,И.В. Романец,
А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.).
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов П.В.
Современнаятеория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
АНО Издательский Дом«Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания,
заложенные в Программе: Родина,семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе
из
4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делитсявпечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппыформируются с целью чередования
творческих поручений.
Ценностные основания программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования
к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает
соответствие ФГОС,единство воспитательного пространства и его смыслов в
образовательных учреждениях РоссийскойФедерации, а также позволяет на основе
российских базовых национальных ценностей выделитьценностные основания программы
«Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа,Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желаниеслужить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть
полезным своей стране;формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций
народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
семейных традиций сучётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходитьна помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследиюсвоей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизнилюдей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательностьи самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязиприродных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведениекак в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.

Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и
увлекательноеприключение!
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий
социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал
«Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в
своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9 занятий по 7 трекам
Программы отдельно для 1-х, 2-х и 3–4-х классов. Изменение позиции ребёнка в
реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективнотворческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших
школьников в зависимости от класса. Предлагаемая последовательность треков –
результат анализа реализации Программы в 2021/2022 учебном году, а также
аналитических сессий Консультационного совета Программы (временный совещательный
орган, создан в феврале 2022 г. в ВДЦ «Орлёнок» на базе отдела обеспечения реализации
программы «Орлята России»).
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых
национальных ценностях.

По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:

понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);

применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдения, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев
и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении
интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Построение курса внеурочной деятельности для 2–3–4-х классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2-го по 4-й класс начинается с
первой четверти учебного года.
Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное
творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов Программы.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята
России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает
тот вводный орлятский урок, который ему необходим. Представленные уроки
различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах
сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не
семестрами/триместрами.

1 четверть
2 четверть
3 четверть

Деятельность

Даты

Вводный орлятский
урок
для
детей
второго года участия
в Программе
«Орлёнок – Лидер»

сентябрь

«Орлёнок – Эрудит»

ноябрь

«Орлёнок – Мастер»

декабрь

Игра для подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе

январь

«Орлёнок
Доброволец»

–

январь

«Орлёнок
Спортсмен»

–

февраль

октябрь

Комментарии

Основными задачами являются старт
Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на участие в
Программе.
Реализация Программы начинается с
данного
трека,
который
позволяет
актуализировать/приобрести
опыт
совместной деятельности в коллективе, что
необходимо в начале учебного года. Также
занятия трека позволят выявить первичную
оценку уровня сплочённости класса и
лидеров для дальнейшего формирования
микрогрупп.
Вторая четверть отличается высокой
мотивацией
у
детей
на
учебную
деятельность. В этот временной промежуток
в школах проходят различные олимпиады. В
рамках трека происходит знакомство
ребёнка с разными способами получения
информации.
Данный трек проходит в два этапа:
1-й
–
подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2-й – знакомство с мастерами своего дела и
лучшими мастерами региона/страны.
Игра по итогам 3 треков: «Орлёнок –
Лидер», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок –
Мастер».
Игру
учитель
проводит
самостоятельно,
используя
предоставленные
методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна круглый год,
поэтому учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей и
истории добровольческого / волонтерского /
тимуровского движения в любое время
учебного года.
Учитывая разницу в погодных условиях,
предлагается трек провести в данное время:
в большинстве школ проходят различные
соревнования, посвященные 23 Февраля и
пр. В том числе в соответствии с возрастом
можно провести Весёлые старты, «Папа,
мама, я – спортивная семья» и другие
соревнования,
чтобы
минимизировать
воздействие гиподинамического кризиса
середины учебного года.

4 четверть

4 четверть

«Орлёнок – Эколог»

«Орлёнок
Хранитель
исторической
памяти»

–

Подведение итогов
участия в Программе
в текущем учебном
году

март

апрель

май

Несмотря на большую разницу в климате
регионов страны, весна – наиболее
благоприятный период для реализации
трека. Погодные условия позволяют уже
часть мероприятий трека проводить за
пределами здания школы.
В логике Программы важно, чтобы все
треки прошли до трека «Орлёнок –
Хранитель исторической памяти», так как
он является треком, подводящим итоги
участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека: Я –
хранитель традиций своей семьи, Мы
(класс) – хранители своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти
своей страны.
В УМК – использование игровых методов
диагностики
результатов.
Основными
результатами, которые нам необходимо
оценить, станут:
- личностное развитие ребёнка (изменение
его позиции от «наблюдателя» до
«активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень принятия/осознания ценностей,
заложенных в Программе

Предполагаемые результаты курса.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России»
определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания,
зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на
российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:

понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства;

осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов;

уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа;

понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского
языка;

сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста;

ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;

сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность
природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду);

применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности;


умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки;

проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве;

владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;

проявляет интерес к разным профессиям;

участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности;

проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;

имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);

демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания
героев и защитников Отечества);

первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважает старших;

бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению;

проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение
к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;

выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном
общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № _____
от «___» _________2023 г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
Протокол №__
от «____» ________ 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Кольцовская средняя
школа»
№_____от «____» ______
2023г

Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности«Орлята России»
для начального общего образования
срок освоения: 3 года (2-4 класс)
Составитель:
Кравчук
учитель начальных классов
2023 г.

В.А.,

№

Дата
план факт

Тема урока
Содержание темы
Виды деятельности
Форма организации
1.
Вводный «Орлятский урок»
Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
Введение
в
тему,
мотивация,
Познавательная,
Игра-испытание
2.
«Лидер – это…»

3.

«Я могу быть лидером»

целеполагание. Знакомство с понятием
«лидер»: лексическая работа – значение
нового слова. От учителя звучит вопрос
детям: Кто со мной хочет в команду?
Учимся работать в команде – играиспытание
для
команды.
Учитель
объясняет задание, учит детей слушать
друг друга, показывает, как правильно
такие задания выполнять, даёт ребятам
подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по
росту, сыграть в игры «Мяч по кругу»
(мяч, имя, слово «Привет!»), «Молекула»,
«Имя хором» и др.
Подведение итогов: Работа с символом
трека – конструктором «Лидер» (собираем
качества лидера в виде опорной схемы).
Повторение конструктора «Лидер».
Работа в группах: назвать 1–3 известных
лидеров нашей страны, ответить на
вопросы: Почему их считают лидерами?
Какими качествами они обладают? Если
появляются новые качества, которых не
было раньше в конструкторе «Лидер», то
все вместе конструктор дополняем. А кто

игровая.
Взаимодействие –
групповое.

Динамические паузы

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Беседа.
Игра-испытание.
Динамические паузы.

4.

«Как стать лидером?»

5.

«С командой действовать

может быть лидером? (Основная мысль:
«Лидером может быть каждый, и я могу».)
Повторение упражнений из первого
занятия, но с условием, что теперь
учитель помогает ребятам меньше, а они
должны сами принимать решение и
действовать. В конце занятия выполняется
новое задание. И его выполнение
анализирует уже весь класс. Работа с
символом
трека
–
конструктором
«Лидер».
Подведение
итогов.
Диагностика:
социометрия.
Возвращаемся к конструктору «Лидер»,
где учитель заранее добавляет много
новых
качеств
лидера,
как
положительных, так и отрицательных.
Вместе обсуждаем. Вместе убираем
лишнее.
Чтобы обладать этими качествами, что
необходимо
мне
лично
сделать?
Обсуждаем в группах.
Практикум «Пробую себя в роли лидера»
– ребята получают роли или задания, им
необходимо в своей микрогруппе (3–5
человек) организовать игру. Роль учителя:
подсказать,
направить,
подбодрить.
Следующим этапом группа проводит игру
на весь класс. Работа с символом трека –
конструктором
«Лидер».
Общее
подведение итогов. Что получилось? С
какими трудностями столкнулись, когда
общались/работали в микрогруппе? Как
стать лидером? (Формулируем шаги к
лидерству, дополняем их в конструктор).
Введение ЧТП и развитие умения

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Практикум «Пробую себя
в роли лидера».
Динамические паузы.

Познавательная,

Работа по ЧТП: во 2-м

готов!»

6.

«Верёвочный курс»

7.

«КЛАССный выходной»

8.

«Встреча с тем, кто умеет

работать в команде. Что такое ЧТП
(чередование творческих поручений)?
Какие могут быть поручения?
Как их можно выполнять? Делимся на
команды. Оформляем наглядно. Тренинг –
пробуем выполнить здесь и сейчас
небольшие задания для
микрогрупп. Дети получают первый опыт
работы, за которую они ответственны.
Работа с символом трека – конструктором
«Лидер». Добавляем в него такие
качества,
как
ответственность
за
порученное дело, умение держать в голове
цель.
Верёвочный курс «Лидер»
Привлечение
наставниковстаршеклассников, которые помогают в
организации испытаний. Предполагается,
что эти испытания помогут раскрыть
лидерские качества в учениках. Дети
учатся преодолевать свою неуверенность,
учатся ставить цели. Мини-анализ своей
деятельности после верёвочного курса по
конструктору «Лидер». Дети учатся
объективно оценивать себя, свои силы и
возможности.
Анализируют:
Что
получилось и почему? Что не удалось и
почему? Чего не хватило для того, чтобы
было лучше?
Выход детей с родителями, наставниками
и
классным
руководителем
на
«выходной».
Квест для сплочения
коллектива
класса,
родителей
и
наставников. Познавательная, игровая,
досугово-развлекательная.
Гость рассказывает, как важно быть

проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
групповое.

классе раз в неделю/
месяц обязательно
группы меняются,
рассказывают о своей
работе перед другими
ребятами.
Динамические паузы.

Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная.
Взаимодействие –
групповое.

Веревочный курс
«Лидер»

Взаимодействие –
групповое.

Квест

Взаимодействие –

Встреча с интересными

9.

ответственным перед людьми, что
вести за собой»
«Встреча с тем, кто умеет помогает ему быть лидером, вести за
собой.
Познавательная,
проблемновести за собой»

10.

«Мы дружный класс!»

ценностное общение.
Смотрят фото/видео, как проходил трек.
Подводят
итоги,
обращаясь
к
конструктору «Лидер». Каждая группа (по
ЧТП) придумывает, готовит и показывает
для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный
класс! Итоговая социометрия.

групповое.

людьми. Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.

Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий.
Ценности, значимые качества трека: познание.
Символ трека – конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес
к учёбе.
Введение
в
тему,
мотивация,
Познавательная,
Беседа.
11.
«Кто такой эрудит?»

12.

«Я – эрудит,
значит…»

а

целеполагание. Знакомство с понятием
«эрудит»: лексическая работа – значения
нового слова. Закрепление понятия в
интеллектуальной
игре
«Смекалка».
Подведение итогов: складываем слова:
«эрудит – это человек, который много
знает, обладает информацией по самым
разным вопросам».
Работа с символом трека – конвертомкопилкой. Понятие вкладываем в конверткопилку эрудита. Кто сегодня показал
себя как эрудит?
это Разбираем интеллектуальные секреты
эрудита:
смекалка,
ум,
знание,
любознательность,
внимательность,
увлечённость,
изобретательность,
коммуникабельность, эрудиция. Как их

игровая.
Взаимодействие:
индивидуальное,
парное.

Интеллектуальная игра.
Динамические паузы.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
парное.

Командная игра.
Интеллектуальная игра.
Динамические паузы.

13.

«Развиваемся, играя!»

приобрести? (Чтение, учеба, образование).
Способы решения интеллектуальных
задач: «Один ум хорошо, а два – лучше».
(Человек может думать над какой-либо
задачей, но если у него будет ещё один
помощник рядом, то совместно они
смогут решить эту задачу гораздо лучше).
Учимся работать в парах. Командная игра
в паре – «Кейс интеллектуальных игр
«Всезнайки»: рисованные ребусы, пазлы,
занимательные вопросы в стихах; ребусы,
анаграммы, кроссворды, занимательные
вопросы –поиск ответов в литературных
источниках.
Подведение итогов: Сложно ли быть
эрудитом? Что для этого необходимо?
Работа с символом трека – конвертомкопилкой. Создаём опорную схему и
вкладываем в конверт-копилку эрудита.
Методы
активизации
мозговой
деятельности: упражнения на развитие
логики,
смекалки,
задачи
для
интеллектуальной разминки. Учимся
работать в парах и подбирать вопросы по
теме
игры.
Выдвигаем
способы
запоминать, думать, узнавать. Игра «Хочу
всё знать» - 1-й вариант: интерактивная
интеллектуальная игра – 4–5 станций – по
принципу вертушки из различных
областей знаний, где на каждой станции,
ответив, дети должны придумать свой
вопрос из заданной области; ведущий
станции фиксирует вопрос, придуманный
ребятами; вопрос должен войти в 4-е
занятие трека. - 2-й вариант: фронтальная
игра между парами с сигнальными

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие:
групповое.

Интеллектуальная игра.
Динамические паузы.

14.

«ВоображариУМ»

15.

«Могу быть изобретателем»

карточками, кто быстрее найдет ответ и
поднимет
сигнальную
карточку
о
готовности, обязательно придумывает
интеллектуальные вопросы. Рефлексия:
Как сработали в парах? Определяем
значимость совместной работы. Работа с
символом трека – конвертом-копилкой
эрудита.
Способы
запоминания
вкладываем в конверт копилку.
Как я сам могу расширить свои знания?
Что для этого нужно сделать? Учимся
работать в паре: интервью «Какие области
знаний интересны моему соседу по
парте?».
Игровые
упражнения
на
кругозор,
фантазию,
развитие
воображения. Работа в группах (учимся
работать в малой группе – 2–3 человека) –
приём
«дорисовка
геометрической
фигуры до предмета» (на каждую пару
даётся 40 геометрических фигур –
треугольники,
квадраты,
круги,
прямоугольники). Презентуем результат
работы в паре. Подводим итоги. Как
сработали в парах? Какие правила нужно
соблюдать, чтобы работать в паре? *
Работа с символом трека - Конвертомкопилкой Эрудита. Результат вкладываем
в конверт-копилку.
Презентация «10 великих открытий
русских
учёных».
Дискуссии
об
изобретателях. Всегда ли изобретения
приносят пользу? Бывают ли изобретения
бесполезные?
Кто
может
быть
изобретателем? И т. д. Учитель
мотивирует детей придумать полезное
«изобретение». Работа в группах по 3

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
парное.

Интервью.
Интеллектуальная игра.
Дорисовка
геометрических фигур.
Динамические паузы.

Познавательная,
проектная.
Взаимодействие –
групповое.

Беседа, дискуссия.
Проектирование.
Динамические паузы.

16.

17.
18.

19.

человека.
Изобретаем!
Защита
«изобретений». Анализ. Продолжи фразу:
- сегодня я узнал…; - мне понравилось…;
- моя команда…; - было неожиданно для
меня… * Работа с символом трека –
конвертом-копилкой эрудита. Дополняем
конверт-копилку советами о том, как надо
работать в паре с другом.
КТД «Что такое? Кто Знакомимся с детскими энциклопедиями,
интернетисточниками, которые помогут
такой?»
стать эрудитами. Детская энциклопедия
для начальной школы «Что такое? Кто
такой?». Игра-лото «Что такое? Кто
такой?» с элементами КТД по областям
знаний. Подводим итоги: где человек
может узнать, научиться и т.д. Чему мы
сами научились? Кого сегодня в нашем
классе можно назвать эрудитом? * Работа
с символом трека – конвертом-копилкой
эрудита. Дополняем конверт-копилку
ответом на вопрос: где можно найти
знания?
Встреча с эрудитом «Хотим Встреча с интересным эрудитом «Хотим
всё знать» Данное занятие отводится для
всё знать»
Встреча с эрудитом «Хотим очной встречи с личностью, которая
воплощает в себе пример успешного
всё знать»
человека в рамках изучаемого трека.
Приглашенный
гость
может
быть
известным на городском, региональном,
всероссийском уровне с учётом того, что
он должен быть интересен детям данного
возраста. * Работа с символом трека –
конвертом-копилкой эрудита. Дополняем
конверт-копилку своими впечатлениями о
встрече.
Смотрят фото/видео, как проходил трек.
Итоги трека «На старте

Познавательная.
Взаимодействие –
групповое.

Беседа. Интеллектуальная
игра. Динамические
паузы.

Познавательная
Встреча с
интересными людьми.

Динамические паузы.

Познавательная,

Динамические паузы.

новых открытий»

Открывают
конверт-копилку,
анализируют
результат,
совместно
составляют опору и размещают в
классном уголке. Работа в парах:
придумать и поиграть с ребятами
конкурс/вопрос
на
эрудицию.
Награждение и поощрение лучших ребят.
Подведение итогов.

игровая.

Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий.
Ценности, значимые качества трека: познание.
Символ трека – шкатулка мастера.
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела
(на уровне региона или страны)
Введение
в
тему,
мотивация,
Познавательная,
Блиц высказывания.
20.
«Мастер – это…»
целеполагание. Знакомство с понятием
«мастер»: лексическая работа – значение
нового слова. Работа по группам –
привести из своей жизни примеры
мастеров
своего
дела,
ребята
рассказывают друг другу («Моя мама
мастер своего дела. Она...»). Блицвысказывания ребят: «Я узнал, что у
Никиты мама повар. Она мастер готовить
салаты»…) Пробуем себя в роли мастера.
Что может делать мастер? Хотите
попробовать себя в роли мастера?
Обсуждаем,
придумываем,
делаем
простое оригами, дорисовываем, создаем
коллективную работу «Наши младшие
друзья», читаем выразительно стихи с
инсценировкой. Подводим итоги. Кто
такой мастер? Кто может быть мастером?
Какими мы были мастерами? Что нужно

досуговоразвлекательная;
художественное
творчество,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие парное, групповое.

Создание коллективнотворческой работы
«Наши младшие друзья».
Чтение и инсценировка
стихотворений.
Динамические паузы.

21.

22.

сделать нам, чтобы стать мастерами? Как
мастер
создаёт
свою
работу
–
«придумывает, делает/создаёт, показывает
и радует других». *Работа с символом
трека – шкатулкой мастера. Сохраняем
всё в шкатулке мастера (определение, как
мастер создает свою работу). В конце
занятия учитель знакомит ребят с одним
из мастеров родного края.
«Мастерами
славится Презентация учителя о 10 самых
известных мастерах России. Учимся
Россия»
придумывать. Кто из вас хочет быть
мастером? Какие этапы проходит мастер,
чтобы показать людям своё произведение?
(Обращаемся к шкатулке мастера).
Разбивка на микрогруппы по 3–4
человека. Задание: предложить своё дело,
которое покажет, что мы тоже можем
быть мастерами. Работа по группам.
Выдвижение
идей.
Выбор
самой
интересной. Записываем идею и кладем в
шкатулку мастера. Учитель говорит о том,
что на следующем занятии мы попробуем
её реализовать. Тренинг «Мы мастера» –
мы мастера петь, мы мастера танцевать
(общий танец) и пр. Учитель использует
видеосюжеты, записанные мастерами
своего дела, чтобы детям было удобнее
выполнять задания. Вывод: в России
много мастеров своего дела, и мы можем
тоже стать мастерами. *Работа с
символом трека – шкатулкой мастера.
Реализуем
нашу
идею
(учитель
«От идеи – к делу!»
выстраивает занятие на основе этапов
коллективно-творческой
деятельности).
*Работа с символом трека - шкатулкой

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Создание идеи своего
дела. Тренинг «Мы
мастера». Динамические
паузы.

Познавательная,
социальное
творчество.

Взаимодействие –
групповое.

23.

«Город Мастеров»

24.

«В гости к мастерам»

25.

КТД «Классный театр»

мастера. В шкатулку вкладываем какимлибо образом зафиксированные итоги
дела – анализ КТД, можно снять видео с
впечатлениями ребят.
Игра по станциям «Город мастеров» с
использованием различных направлений
деятельности, одной из станций должна
стать работа с пословицами о мастерах.
*Работа с символом трека – шкатулкой
мастера. Подведение итогов: в шкатулку
вкладываем
пословицы
и
свои
впечатления «Рейтинг популярности».
1-й вариант: идём на экскурсию к
мастерам
(знакомимся
с
профессиональными
мастерами,
это
может быть театр, музей, библиотека,
Дворец творчества и пр.). 2-й вариант:
родители/наставники демонстрируют своё
мастерство ребятам. 3-й вариант: мастеркласс от учителя «Делай как я, делай
лучше меня!». На данном занятии ребятам
можно предложить мастер-классы по
развитию актёрских способностей: для
развития мимики, речи, постановки
голоса, по угадыванию эмоций и
пониманию друг друга посредством игры
«Крокодил». *Работа с символом трека шкатулкой мастера. Какие профессии
мастеров узнали за это время?
Используя
полученные
знания
и
результаты предыдущих занятий, создают
под руководством учителя и по мотивам
народных
сказок
мини-спектакль.
Рекомендуется записать процесс работы и
презентации на видео, чтобы ребята позже
могли посмотреть на себя со стороны,

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Игра по станциям «Город
мастеров»

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Экскурсия/ мастер-класс

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Мини-спектакль

26.
27.

28.

понаблюдать за своими успехами.
«Мастер – это звучит Данное занятие отводится для очной
встречи
с
личностью,
которая
гордо!»
олицетворяет
успех
по
отношению
к
«Мастер – это звучит
изучаемому
треку.
Приглашенный
гость
гордо!»
может быть известен на городском,
региональном, всероссийском уровне с
учётом того, что он должен быть
интересен детям данного возраста.
«Путь в мастерство» – Смотрят фото/видео, как проходил трек.
Открывают
шкатулку
мастера,
подводим итоги
анализируют результат, совместно с
учителем составляют опорную схему и
размещают
в
классном
уголке.
Награждение и поощрение ребят.

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
парное.

Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.

Подведение промежуточных итогов
Познавательная,
Подведение итогов.
Игра по итогам 3-х треков: Игра по итогам
игровая.
«Орлёнок
–
Эколог»,
Взаимодействие –
«Орлёнок
–
Эрудит»,
парное,
групповое.
«Орлёнок – Мастер»
30.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок
–
Эколог»,
«Орлёнок
–
Эрудит»,
«Орлёнок – Мастер»
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – Круг Добра
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но
и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Введение
в
тему.
Мотивация,
Познавательная,
Просмотр мультфильма
31.
«От слова к делу»

29.

целеполагание. Знакомство с понятиями
«добро»,
«доброволец»,
«волонтёр»,
«добровольчество»: лексическая работа –

проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –

«Рука помощи».
Динамические паузы.

32.

«Спешить
на
безвозмездно!»

33.

КТД

«Создай

значения новых слов1 . Почему люди
хотят помогать? Смотрим и обсуждаем
мультфильм
«Рука
помощи»
–
обсуждение (Что происходит с сердцем
мальчика? Какими качествами должен
обладать
волонтёр?)
–
рисование
словесного портрета волонтёра. Символ
волонтёрства – приподнятая рука с
раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с
символом трека – Кругом Добра. Создаем
символ волонтёрства (дети обводят свою
ладонь и рисуют своё доброе сердце, все
ладошки соединяют в Круг Добра.
«Классный круг добра») – с этим
символом работаем на следующих
занятиях. Коллективное обсуждение.
Какие добрые дела совершают волонтёры
для других людей? Подведение итогов:
слайд презентация от учителя с
комментариями детей «Как волонтёры
помогают?».
помощь Волонтёрское движение в России. Где
помогают волонтёры и почему всем это
важно? Виды волонтёрства. Работа по
группам: решение кейса «Как поступить в
данной ситуации и что попросить в
награду». Коллективное обсуждение.
Вывод: настоящее волонтёрство – это
безвозмездно, это для других… *Работа с
символом трека «Орлёнок – Доброволец»
Дополняем «Классный круг добра» –
безвозмездно, для других. Коллективное
обсуждение. Что мы можем сделать для
других? Чем помочь? (Фиксируем,
выбираем одно из предложенных дел.)
хорошее Проведение одного из дел, предложенных

групповое.

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
групповое.

Решение кейса «Как
поступить в данной
ситуации и что попросить
в награду».
Динамические паузы.

Познавательная,

КТД «Создай людям

настроение»

34.

«С заботой о старших»

35.

КТД «Коробка храбрости»

36.

КТД
«Братья
меньшие»

детьми. КТД «Создай людям хорошее
настроение» – плакат-сюрприз. *Работа с
символом трека – Кругом Добра.
Дополняем «Классный круг добра».
Совместное обсуждение с родителями и
детьми. Как делать добро для бабушек и
дедушек (родных, соседей)? Что значит
быть добрым рядом с ними? Рассказ
учителя о Фонде «Старость – в радость».
Совместная поздравительная открытка
для старшего поколения1 . *Работа с
символом трека. Дополняем «Классный
круг
добра»:
проявляй
доброту….
Учитель рассказывает родителям и детям
об акции «Коробка храбрости2 », о том,
что необходима будет их помощь и пр.
Данная работа может продолжиться в 3–4х классах, но уже в классе и без
родителей.
Работа с символом трека: дополняют
«Классный круг добра».

наши Как волонтёры помогают животным?

Презентация от учителя с комментариямидополнениями от детей. Коллективная
работа. Что мы можем сделать и как
проявить заботу? Пригласить волонтёров
из организации города – организовать
встречу, поговорить о помощи тем, кто в
ней нуждается. В зависимости от региона
и климатических условий в данный
временной период может быть ещё
актуально изготовление кормушек для
птиц. Тогда могут появиться добровольцы

художественная.
Взаимодействие –
парное.

хорошее настроение».
Динамические паузы.

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
парное.

Беседа. Динамические
паузы.

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
групповое.
Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
групповое.

Коллективно-творческое
дело.

Беседа. Динамические
паузы.

37.
38.
39.

«Добровольцем
всегда»
«Добровольцем
всегда»

регулярно насыпать корм в кормушки.
*Работа с символом трека: дополняют
«Классный круг добра».
будь Встреча с гостем, который достиг успехов
в области добровольчества. *Работа с
будь символом трека: дополняют «Классный
круг добра» впечатлениями о встрече.

«Портрет добровольца»

Работа с символом трека: создание
коллективной работы «Классный круг
добра».
Дополняем
качествами
добровольца (выбирая из: милосердный,
злой,
отзывчивый,
вредный…).
Дополняем делами, которые ещё можем
сделать. Данные дела могут быть
организованы в 3–4-х классах в треке
«Орлёнок – Эколог» или в других треках.
На ладошке, которую каждый ребёнок
сделал для себя самостоятельно на одном
из
предыдущих
занятий,
дети
дописывают, продолжая фразу: «Быть
добрым и заботиться о других – это …»

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
групповое.
Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
групповое.

Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы.
Беседа. Динамические
паузы.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Символ трека - чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
в
тему,
мотивация, Познавательная,
Создание
визуального
40.
«Утро начинай с зарядки – Введение
целеполагание.
Знакомство
с
понятием
игровая,
образа
человека,
будешь
ты
всегда
в
«Орлёнок – Спортсмен»: лексическая проблемноценностное ведущего здоровый образ
порядке!»
работа – значения нового слова. Что такое
здоровый образ жизни? Из чего он
состоит? Почему это важно? *Работа с
символом трека: чек-листом. Создаем

общение,
физкультурноспортивная.
Взаимодействие

жизни.
Танцевальная
зарядка.
Работа
с
чеклистом.

–

41.

«Должен быть режим
дня»

визуальный образ человека (или какоголибо персонажа), ведущего здоровый
образ жизни, дописывая к нему ответы
детей. Учитель должен обратить внимание
на слова детей о зарядке. Работаем в
группах: придумываем и показываем для
ребят 1–2 упражнения для зарядки: - одна
группа – утренней; - вторая – в школе на
перемене; - третья – если устал делать
уроки дома; - четвертая группа – …
Говорим о важности зарядки для человека
в любом возрасте. Далее обязательно
каждая группа должна показывать на
уроках, переменах мини-зарядки, которые
придумывает сама. Дети предлагают
упражнения для домашней зарядки.
Обязательно: 2-й класс – 4–5 упражнений.
Создаём памятку с упражнениями, дети
забирают её домой. *Работа с символом
трека
«Орлёнок
–
Спортсмен».
Размещение 1-го пункта в чек-листе: «Я
сделал(а) зарядку».
у Начинаем занятие с комплекса зарядки
для дома. Говорим о режиме дня и
значении двигательной активности. Игра
«Победа над Великим Нехочухой»:
просмотр м/ф «Нехочуха» (не до конца),
обсуждение. В гости приходит Нехочуха.
Он дает ребятам задания, которые они
должны выполнить, убеждая его в том,
что важно двигаться, что важно
соблюдать режим и пр. В конце Нехочуха
соглашается с ребятами. *Работа с
символом трека – чек-листом. Вместе
«голосуют за активный образ жизни, за
режим дня» (досматривают мультфильм).

парное, групповое.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие
–
парное, групповое.

Беседа. Игра «Победа над
Великим
Нехочухой».
Динамические
паузы.
Работа с чеклистом.

42.

43.

44.

Размещение 2-го пункта в чек-листе: «Я
составил(а) план на день».
Учитель показывает и рассказывает о 10
«О спорт, ты – мир! »
великих спортсменах страны. Работа в
группах – выбрать вид спорта, нарисовать
его эмблему, придумать и показать одно
из движений (или упражнение из этого
вида спорта), придумать рассказ об этом
виде спорта. Ребята рассказывают и
показывают,
учитель
обязательно
показывает фото российского спортсмена
(говорит, как его зовут, где он родился,
каких результатов добился). *Работа с
символом трека: размещение 3-го пункта
в чек-листе – «Сегодня я был(а) особенно
активным(ой) и много двигался(лась)».
1–3-е
занятия.
Что
«Сто затей для всех друзей» Вспоминаем
получилось сделать дома? Игра с
элементами ТРИЗ: придумываем новый
вид спорта. Мини-соревнования по этим
видам спорта. Как дома и где я могу
играть в эти игры? Чему могу научить
своих друзей? *Делаем фото с этими
видами спорта и подписываем название.
Презентация от учителя «Весёлые и
необычные виды спорта в России».
*Работа с символом трека: размещение 4го пункта в чек-листе – «Я придумал(а)
новую спортивную игру».
«Готовимся к спортивным Кто такой болельщик? Чем он «болен»?
Роль болельщика? Как можно поддержать
состязаниям»
свою
команду?
КТД
«Плакат
болельщика» – формат А4 для каждой
команды,
придумывают,
рисуют,
защищают. Придумываем «кричалку».
Лучшую разучиваем все вместе. Игра-

Познавательная,
Работа
в
группах.
игровая, проблемно- Динамические
паузы.
ценностное общение. Работа с чеклистом.
Взаимодействие
–
парное, групповое.

Познавательная,
Игра с элементами ТРИЗ.
игровая, проблемно- Работа с чеклистом.
ценностное общение.
Взаимодействие
–
парное, групповое.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие
–
парное, групповое.

КТД
болельщика».
обсуждение
болельщика».
чеклистом.

«Плакат
Игра«Копилка
Работа с

45.

Спортивная
игра
рекордов наши имена»

46.

«Быстрее!
Сильнее!»
«Быстрее!
Сильнее!»

47.

48.

«Азбука здоровья»

обсуждение «Копилка болельщика» –
показываем видеофрагменты поведения
болельщиков
(правильные
и
неправильные), обсуждаем их поведение и
составляем
правила
болельщика.
Видеообращение великого спортсмена (1–
2 минуты), как ему помогли болельщики
победить в соревнованиях. *Работа с
символом трека: размещаем правила
болельщика
в
классном
уголке.
Размещение 5-го пункта в чек-листе – «Я
запомнил(а) новую кричалку».
«У Спортивные соревнования. Используем
плакаты, кричалки. *Работа с символом
трека: размещение 6-го пункта в чек-листе
– «Я принял(а) участие в соревнованиях».

Выше! Встреча-подарок с интересными людьми

из области спорта. Гости расскажут детям,
Выше! что необходимо для того, чтобы быть
профессиональным спортсменом. *Работа
с символом трека: размещение 7-го пункта
в чек-листе – «Я узнал(а), как стать
профессионалом в спорте».
Подведение итогов. Что важное для себя
узнали? Обобщение по чеклисту. *Работа
с символом трека: составляем азбуку
здоровья (эта работа может быть
продолжена на уроках окружающего
мира, в рамках других треков и
обязательно в 3–4-х классах)

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие
–
парное, групповое.
Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие
–
парное.

Спортивные
соревнования. Работа с
чеклистом.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
парное, групповое.

Подведение
итогов.
Работа с чеклистом.

Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы.
Работа
с
чеклистом.

–

Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с

выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Введение
в
тему.
Мотивация,
Познавательная,
Сбор рюкзачка эколога.
49.
«ЭКОЛОГиЯ»

50.

«Каким
должен
настоящий эколог?»

целеполагание. Знакомство с понятиями
«экология», «эколог»: лексическая работа
– значения новых слов. Работа в парах.
Собираем рюкзачок эколога, чтобы
отправиться в путешествие по треку.
Решаем, что и для чего туда необходимо
положить.
Обсуждаем
классом.
Формируем общий рюкзачок эколога.
Игровое упражнение «Учимся понимать
природу» (изобразить мимикой, жестами
животных в тех или иных ситуациях).
Вывод:
эколог
должен
понимать
окружающий мир. *Работа с символом
трека – рюкзачком эколога. Добавляем
слово «понимание» в рюкзачок. И
говорим о том, что на следующем занятии
будем искать те качества, которыми
должен обладать настоящий эколог.
быть Работа с качествами, которые необходимы
экологу. Вспоминаем, что положили в
рюкзачок эколога. На чем остановились
на
прошлой
встрече?
Игра
«Экологическая
ромашка»
–
дети
разбиваются на микрогруппы по три
человека, на столе лежат лепестки
ромашки
с
качествами
эколога:
ответственность,
наблюдательность,
любознательность, забота и др. (на
каждом
столе
разные
качества).
Необходимо обсудить и доказать всем
ребятам, что это качество очень важное
для эколога. По итогам выступления
лепестки собираются в единую ромашку,

игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Игровые упражнения.
Динамические паузы.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Игра «Экологическая
ромашка». Просмотр
экологического
мультфильма.
Динамические паузы.

51.

52.

добавляется
лепесток
«Понимание».
Просмотр экологического мультфильма и
определение качеств настоящих экологов,
которые увидели в героях1 . Подводим
итоги. Кто такой эколог? Какими
качествами он должен обладать? *Работа
с символом трека – рюкзачком эколога.
Ромашка прикрепляется на рюкзачок.
Актуализация
важности
бережного
«Мой след на планете»
отношения к природе и планете. Какие
экологические проблемы есть в нашем
регионе? Как мусор влияет на природу?
Дидактическая игра из «Орлёнка». Что в
мусорном
ведре?
Как
уменьшить
количество бытового мусора? Что мы
можем сделать для этого? В ходе
обсуждения
и
предложений
детей
учителю важно вычленить высказывание:
«Можем сделать плакат с призывом не
бросать мусор в природе». Коллективная
работа с элементами КТД: «Рисуем плакат
“Не бросай мусор», формат А4, учитель
делает копию/фото плаката. Дети могут
их унести домой и разместить у себя дома,
на подъезде и пр. *Работа с символом
трека – рюкзачком эколога: цветные
плакаты складываем в рюкзачок эколога.
Вывод. Что мы сделали сегодня очень
важное? Как это может помочь планете?
игра
«Что должен знать и уметь Экскурсия/интеллектуальная
Обсуждаем. Где разместили плакаты? Как
эколог?»
отреагировали окружающие? Важность
того, что сделали. - 1-й вариант: экскурсия
в экологический центр или на станцию
юннатов города. - 2-й вариант: игра
«Знаю,
умею»
(опыт
проведения

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Дидактическая игра из
«Орлёнка» «Что в
мусорном ведре?»
Просмотр экологического
мультфильма. Создание
плаката. Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Экскурсия/
интеллектуальная игра.
Динамические паузы.

53.

54.

исследований, наблюдение за природой,
эксперимент с озвучиванием звуков
животных, птиц, сравнение «природных»
и «искусственных» звуков, работа с
детской энциклопедией «Что такое? Кто
такой?»). Подведение итогов. *Работа с
символом трека – рюкзачком эколога:
дополняем рюкзачок эколога новыми
знаниями – что должен знать эколог?
«Восхищаемся
красивым Работаем над пониманием: эколог должен
любить природу, через любовь рождается
миром»
понимание, забота. Презентация от
учителя «Удивительная природа России».
Работа по микрогруппам с книгами,
энциклопедиями,
с
использованием
Интернета – подготовка короткого
сообщения «Нас восхитило…!». КТД:
создаем картину из фрагментов «Красота
моего родного края» – каждая группа
получает фрагмент картины, который
необходимо раскрасить. Собираем и
обсуждаем
полученный
результат.
Анализируем. Почему важно не только
охранять, но и любоваться природой,
видеть её красоту? *Работа с символом
трека - рюкзачком эколога: дополнение в
рюкзачок – «надо любить, уметь видеть
красоту вокруг».
1-й вариант. Экологический субботник.
«Экология на практике»
Сажаем
деревья.
Пересаживаем
комнатные
цветы.
Ухаживаем
за
животными на станции юннатов. 2-й
вариант. Фотоохота «Природа и мы». 3-й
вариант.
Просмотр
и
обсуждение
экологических мультфильмов.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Создание картины
«Красота моего родного
края». Динамические
паузы.

Познавательная,
досуговоразвлекательная.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Экологический
субботник/фотокросс/про
смотр экологических
мультфильмов.
«Грузовичок Пик», серия
«Мусор в лесу». Или
«Ми-ми-мишки», серия
«Мусор в лесу».

55.
56.

57.

На занятия в рамках данного трека
приглашается
личность,
добившаяся
успехов в сфере изучения экологии,
сохранении природы, растительного и
животного мира. Гость рассказывает
ребятам о том, в чем заключается миссия
эколога для окружающей среды. *Работа с
символом трека - рюкзачком эколога: в
рюкзачок вкладываем свои впечатления о
встрече.
«Шагая в будущее – помни Работа с рюкзачком эколога: достаем из
рюкзачка понятия, смотрим фото/видео,
о планете»
как проходил трек, рисунки, обсуждаем,
как прошел трек, создаём опорную схему
по треку и размещаем в классном
орлятском уголке. Смотрим мультфильм
«Мальчик и Земля». Делаются выводы о
роли эколога для природы. Поощрения и
награждения.

Встреча
с
человеком,
которого можно назвать
настоящим экологом
Встреча
с
человеком,
которого можно назвать
настоящим экологом

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие парное.

Встреча с интересными
людьми. Динамические
паузы.

Познавательная,
проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие парное, групповое.

Подведение итогов.
Просмотр мультфильма.

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы – хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для
себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи.

Мы (класс) – хранители своих достижений.

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
в
тему,
мотивация,
Познавательная,
Работа в парах. Работа с
58.
«Орлёнок – Хранитель Введение
целеполагание. Знакомство с понятием
игровая, проблемноальбомом
исторической памяти»
«хранитель»: лексическая работа –
значения нового слова. Кто может быть
хранителем? Что можно хранить? Для
кого хранить? Зачем хранить? Как и где

ценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

59.

«Хранитель
традиций»

хранить? Понятия собираем в альбом «Мы
– хранители». Учимся работать в
парах/группах.
Возможна
помощь
наставника-старшеклассника. Отвечаем на
вопросы: Что можно хранить дома, в
городе,
в
регионе,
в
стране?
Высказывания
ребят.
Из
всех
высказываний учитель выделяет важность
сохранения
фотографий.
Показывает
презентацию
старых
исторических
фотографий России или родного края.
Работа в парах. О чём могут рассказать
фотографии? Почему важно их хранить в
стране? В семье? Ребята обсуждают и
предлагают, как можно сделать фото
класса. Обсуждение идей классом.
Историческое фотографирование всем
классом (при возможности – печатаем
фото сразу и вкладываем в альбом).
*Работа с символом трека – альбомом
хранителя. Подведение итогов: хранитель
– это… Понятия оформляем и собираем в
альбом «Мы – хранители». Задание:
принести фото исторического или просто
события семьи, узнав о нём всю
информацию.
семейных Презентация от учителя «Их имена
хранятся в истории России». Вспоминаем,
используя альбом, что делали на
предыдущем занятии. Учимся работать в
микрогруппах (3 человека) и слышать
друг друга – ребята рассказывают о
семейном фото. Выбирают одного, кто
подведет итоги для класса: «Никита нам
рассказал, как они ходили в поход…
Света о том, что дедушка научил ее

Познавательная,
игровая.

Работа в группах.
Обсуждение традиций.
Пополнение альбома.

60.

61.

кататься на велосипеде…». Педагог
фиксирует опорную схему на карточках:
Никита – ходили в поход, Света – кататься
на велосипеде и др. Обобщаем всё
сказанное и подводим итоги, что это
важно помнить и знать. Данные схемы
вкладываются в альбом (с ними можно
поработать на уроках, дополнив их, и
обязательно продолжить работу в 3–4-м
классе). Обсуждаем: Где ваши имена,
события будут храниться? Где вы храните
добрые воспоминания о событиях своей
семьи? *Работа с альбомом хранителя,
подведение итогов: продолжи фразу «Я
хочу сохранить …» (2-й класс –
письменно).
«Я храню традиции семьи, Вспоминаем и обобщаем первые два
а значит и традиции занятия: я – хранитель традиций семьи.
Обсуждаем: я – семья – Россия – традиции
страны»
и важность их сохранения. Какие
традиции есть в России? Истинная
традиция та, которая прошла через наше
сердце (шествие Бессмертного полка,
Масленица,
Новый
год
и
пр.).
Определяем,
какой
должна
быть
настоящая традиция: - общенародной; доброй; - значимой для всех. Учимся
работать в парах: обсуждаем, какие
настоящие традиции есть в России и
регионе, делаем художественный коллаж
из заготовок/вырезок «Традиции России».
Коллажи
вкладываем
в
альбом.
*Подведение итогов. Обсуждаем, какие из
этих традиций важны для самих ребят и
почему?
Кодекс
«Орлёнка
– Познавательная виртуальная экскурсия –

Познавательная,
игровая.

Обсуждение вопросов.
Работа в парах.

Познавательная,

Познавательная

Хранителя»

62.

«Знать, чтобы хранить»

63.

«Историческое чаепитие»

64.

«Расскажи мне о России»

смотрим мультфильм «Мульти-Россия1 »
(о стране, о регионе, о других городах).
Анализируем и обсуждаем, что важно
сохранить в России. Обсуждаем. Что мы
можем сделать, чтобы сохранить красоту
родного края, родной страны? Составляем
кодекс «Орлёнка – Хранителя» (важно
возвращаться к этому кодексу, обсуждать,
как его выполняем, дополнять его).
*Подведение итогов: оформляем в альбом
кодекс «Орлёнка – Хранителя».
Познавательная
игра-квест
«Ключи
истории» (возможно проведение в музеях
города, в библиотеке, в общественном
центре)
с
элементами
поисковой
деятельности: дети примеряют на себя
роль
хранителей
и
решают
интеллектуально-творческие задачи из
области истории, культуры родного края.
*Работа
с
альбомом
хранителя,
подведение итогов.
К ребятам в класс приходят наставники и
учитель
истории
старших
классов
(экскурсовод-краевед, историк, родитель –
знаток
истории).
Актуализация
полученной на предыдущих встречах
информации. Дети за чашкой чая задают
интересующие их вопросы по истории и
событиям в России. Гости отвечают.
Также гости могут задать вопрос ребятам.
Самый лучший вопрос поощряется
гостями. *Работа с альбомом хранителя,
подведение итогов. Впечатления гостей
заносятся в альбом. Дети тоже могут
оставить свои впечатления.
Диалог на равных с личностью, которая

игровая.

виртуальная экскурсия.
Составление кодекса.

Познавательная,
игровая.

Познавательная игра.
Работа с альбомом.

Познавательная

Встреча общение с
гостями. Работа с
альбомом.

Познавательная,

Встреча с интересными

добилась успехов, отвечающих запросам
трека
«Орлёнок
–
Хранитель
исторической
памяти».
*Работа
с
альбомом хранителя, подведение итогов.
– Смотрят фото/видео, как проходил трек.
Перелистывают альбом, анализируют
результат, размещают в классном уголке.
Работа в парах: из доступных источников
(книга, учебник, Интернет, личные
знания) придумать исторический вопрос и
задать его ребятам. Награждение и
поощрение лучших ребят.

65.

«Расскажи мне о России»

66.

«Я – хранитель,
хранители»

67.

Подведение итогов участия
в Программе в текущем
учебном году
Подведение итогов участия
в Программе в текущем
учебном году

мы

проблемно-ценностное
общение.
Взаимодействие –
парное.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

людьми Динамические
паузы

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов

Подведение итогов

Подведение итогов

68.

Смотрят фото/видео, как проходил трек.
Перелистывают альбом, анализируют
результат, размещают в классном уголке.
Работа в парах: из доступных источников
(книга, учебник, Интернет, личные
знания) придумать исторический вопрос и
задать его ребятам. Награждение и
поощрение лучших ребят.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».