Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольцовская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол № 3 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» Протокол № 12 от «30» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2023/2024 учебный год Предмет: Решение задач по физики Уровень: базовый________ Учитель: Кравчук И.С.___ Класс: 11_______________ Кольцово 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Кольцовская средняя школа» № 184-о/д от «30 »августа2023 г Пояснительная записка Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольноизмерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному восприятию материала. В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся. Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Задачи: 1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения. 2. Развитие физического и логического мышления школьников. 3. Развитие творческих способностей учащихся и привитие практических умений. В результате прохождения программы учащиеся должны знать: основные понятия физики; основные законы физики; вывод основных законов; понятие инерции, закона инерции; виды энергии; разновидность протекания тока в различных средах; состав атома; закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах. В результате прохождения программы учащиеся должны уметь: производить расчеты по физическим формулам; производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения; производить расчеты по определению теплового баланса тел; решать качественные задачи; решать графические задачи; решать задачи на соответствие; снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты; писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций; составлять уравнения движения; по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость; давать характеристики процессам происходящие в газах; строить и объяснять графики изопроцессов; описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса; применять закон сохранения механической энергии; применять закон сохранения импульса; делать выводы. Содержание курса Механика (8 ч) Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Движение тел со связями – приложение законов Ньютона. Законы сохранения импульса и энергии . Молекулярная физика и термодинамика (6 ч) Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы.. Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей. Электродинамика (8 ч) Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция Колебания и волны. (5 ч) Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс. Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны. Оптика (4ч) Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах. Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Квантовая физика (3 ч) Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ факультативного курса «Решение физических задач. Подготовка к ЕГЭ» для 11 класса № п/п 1/1 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 7/7 8/8 9/1 10 / 2 11 / 3 12 / 4 13 / 5 14 / 6 Тема Тема 1. Механика Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров Решение задач по теме «Законы Ньютона» Решение задач по теме «Силы в механике» Решение задач по теме «Статика» Решение задач по теме «Гидростатика» Решение задач по теме «Законы сохранения» Решение задач на соответствие Решение тестовых заданий Тема 2. Молекулярная физика и термодинамика. Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния идеального газа» Решение задач по теме «Изопроцессы» Решение задач по теме «Первый и второй законы термодинамики» Решение задач на уравнение теплового баланса Решение задач на соответствие Решение тестовых задач Тема 3. Электродинамика 15 / 1 16 / 2 17 / 3 18 / 4 Решение задач по электростатике. Решение задач по электростатике. Решение задач на законы постоянного тока Решение задач на описание магнитного поля. Кол-во часов дата план факт 19 / Решение задач на закон 5 электромагнитной индукции. Решение задач на расчет индуктивности 20 / и энергии магнитного поля. Явление 6 самоиндукции. 21 / Решение задач на соответствие 7 22 / Решение тестовых задач 8 Тема 4. Колебания и волны Решение задач на описание 23 / механических и электромагнитных 1 колебаний. 24 / Решение задач на различные типы 2 соединений в цепи переменного тока. 25 / Решение задач на описание 3 механических и электромагнитных волн. 26 / Решение задач на соответствие 4 27 / Работа с тестами по колебаниям и 5 волнам. Тема 5. Оптика 28 / Решение задач по геометрической 1 оптике. Решение задач на волновые свойства 29/ света. Шкала электромагнитных 2 излучений. 30 / Решение задач на соответствие 3 31 / Работа с тестами по 4 оптике. Тема 6. Квантовая физика Решение задач на законы фотоэффекта, 32 / на расчет характеристик фотона. 1 Гипотеза де Бройля. Решение задач на описание ядерных 33 / реакций, расчет энергии связи атомного 2 ядра, энергетического выхода. 34 / Решение тестовых заданий. 3 Литература, используемая учащимися: Г.Я. Мякишев ., Б.Б. Буховцев., В.М. Чаругин. Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений. Базовый и профильный уровень. - М., «Просвещение», 2009 г. 2. А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г 1. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г 3. Литература, используемая учителем: А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г 2. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г 3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 11 класс. Дидактические материалы.- М., «Дрофа» 2007 г. 4. И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. 1001 задача по физике. – М., «Илекса», 1997 г. 5. Контрольно-измерительные материалы. ЕГЭ 2004 – 2010 г.г. 1.