Программа СОО факультативного курса Решение задач по физике (11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольцовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
естественно-математического
цикла
Протокол № 3
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
педагогического
совета
МБОУ
«Кольцовская
средняя школа»
Протокол № 12
от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023/2024 учебный год
Предмет: Решение задач по физики
Уровень: базовый________
Учитель: Кравчук И.С.___
Класс: 11_______________

Кольцово 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Кольцовская
средняя школа» № 184-о/д
от «30 »августа2023 г

Пояснительная записка
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1
учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более
глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы
физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие
умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по
дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по
предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся
к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем,
важных для освоения методов решения задач повышенной сложности. В
программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия,
схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольноизмерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В
практической
части
рассматриваются
вопросы
по
решению
экспериментальных задач, которые позволяют применять математические
знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному
восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются
следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и
углубление
знаний
фундаментальных
законов
физики;
умение
самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных
источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную

проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
2. Развитие физического и логического мышления школьников.
3. Развитие творческих способностей учащихся и привитие
практических умений.
В результате прохождения программы учащиеся должны знать:
основные понятия физики;
 основные законы физики;
 вывод основных законов;
 понятие инерции, закона инерции;
 виды энергии;
 разновидность протекания тока в различных средах;
 состав атома;
 закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.
В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:



















производить расчеты по физическим формулам;
производить расчеты по определению координат тел для
любого вида движения;
производить расчеты по определению теплового баланса тел;
решать качественные задачи;
решать графические задачи;
решать задачи на соответствие;
снимать все необходимые данные с графиков и производить
необходимые расчеты;
писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада,
энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;
составлять уравнения движения;
по уравнению движения, при помощи производной, находить
ускорение, скорость;
давать характеристики процессам происходящие в газах;
строить и объяснять графики изопроцессов;
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;
применять закон сохранения механической энергии;
применять закон сохранения импульса;
делать выводы.
Содержание курса

Механика (8 ч)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения
движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести,
упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии .
Молекулярная физика и термодинамика (6 ч)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного
уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных
процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения
агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
Электродинамика (8 ч)

Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля
точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип
суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи.
Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы
Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Колебания и волны. (5 ч)
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные
системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения
энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур,
превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных
и механических колебаний.
Переменный ток.
Механические и электромагнитные волны.
Оптика (4ч)
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света.
Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских
зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного
максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка.
Дисперсия света.
Квантовая физика (3 ч)
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров
излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов
сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативного курса
«Решение физических задач. Подготовка к ЕГЭ» для 11 класса

№
п/п

1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8

9/1
10 /
2
11 /
3
12 /
4
13 /
5
14 /
6

Тема
Тема 1. Механика
Кинематика поступательного и
вращательного движения. Уравнения
движения. Графики основных
кинематических параметров
Решение задач по теме «Законы
Ньютона»
Решение задач по теме «Силы в
механике»
Решение задач по теме «Статика»
Решение задач по теме «Гидростатика»
Решение задач по теме «Законы
сохранения»
Решение задач на соответствие
Решение тестовых заданий
Тема 2. Молекулярная физика и
термодинамика.
Решение задач по теме «Основное
уравнение МКТ, Уравнение состояния
идеального газа»
Решение задач по теме «Изопроцессы»
Решение задач по теме
«Первый
и второй законы термодинамики»
Решение задач на уравнение теплового
баланса
Решение задач на соответствие
Решение тестовых задач
Тема 3. Электродинамика

15 /
1
16 /
2
17 /
3
18 /
4

Решение задач по электростатике.
Решение задач по электростатике.
Решение задач на законы постоянного
тока
Решение задач на описание магнитного
поля.

Кол-во
часов

дата
план

факт

19 / Решение задач на закон
5 электромагнитной индукции.
Решение задач на расчет индуктивности
20 /
и энергии магнитного поля. Явление
6
самоиндукции.
21 /
Решение задач на соответствие
7
22 /
Решение тестовых задач
8
Тема 4. Колебания и волны
Решение задач на описание
23 /
механических и электромагнитных
1
колебаний.
24 / Решение задач на различные типы
2 соединений в цепи переменного тока.
25 / Решение задач на описание
3 механических и электромагнитных волн.
26 /
Решение задач на соответствие
4
27 / Работа с тестами по колебаниям и
5 волнам.
Тема 5. Оптика
28 / Решение задач по геометрической
1 оптике.
Решение задач на волновые свойства
29/
света. Шкала электромагнитных
2
излучений.
30 /
Решение задач на соответствие
3
31 / Работа с тестами по
4 оптике.
Тема 6. Квантовая физика
Решение задач на законы фотоэффекта,
32 /
на расчет характеристик фотона.
1
Гипотеза де Бройля.
Решение задач на описание ядерных
33 /
реакций, расчет энергии связи атомного
2
ядра, энергетического выхода.
34 /
Решение тестовых заданий.
3

Литература, используемая учащимися:
Г.Я. Мякишев ., Б.Б. Буховцев., В.М. Чаругин. Физика. Учебник для 11
класса общеобразовательных. учреждений. Базовый и профильный уровень. - М.,
«Просвещение», 2009 г.
2.
А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г
1.

Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М.,
«Просвещение», 2005 г
3.

Литература, используемая учителем:
А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г
2.
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М.,
«Просвещение», 2005 г
3.
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 11 класс. Дидактические материалы.- М.,
«Дрофа» 2007 г.
4.
И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. 1001 задача по физике. – М.,
«Илекса», 1997 г.
5.
Контрольно-измерительные материалы. ЕГЭ 2004 – 2010 г.г.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».