Программа ООО по внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольцовская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
естественноматематического цикла
Протокол № 1
от «30_» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Кольцовская
средняя школа»
Протокол № _12_
от «_30_» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Кольцовская
средняя школа» № _184
о/д
от «30_ » августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023/2024 учебный год
Курс: Финансовая грамотность
Уровень: базовый
Учитель: _Трубилова Л.М.__
Класс:
5, 7

Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе, утвержденной
приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» №_184_ от« 3 0 » августа 2023 г.

Кольцово 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС
ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное
общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в
5–6 классах, 34 часа —в 7 классе.
Место курса в образовательной системе:
- курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной
программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
- курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в
общеобразовательной организации;
- курс может быть использован как программа дополнительного образования в
образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является
основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополни- тельным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих
соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного
поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства;
- человек и финансовые организации;
- собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой
грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги»,
«Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника
(школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями
детей и включают:
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- кейсы по экономике семьи;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
- построение графиков и диаграмм;

- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений,проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт про- центов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета,предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести
диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ ин- формации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными
курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономическихотношений в семье и обществе).

Регулятивные
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и само- оценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов наоснове выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным
вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес,
валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов
на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)
Номер
темы

Тема занятий

Введение в курс «Финансовая грамотность»
1
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
2
От чего зависит благосостояние семьи
3
Учимся оценивать финансовое поведение людей
4
Учимся оценивать свое финансовое поведение
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
5
Деньги: что это такое
6
Учебные мини-проекты «Деньги»
7
Из чего складываются доходы семьи
8
Учимся считать семейные доходы
9
Исследуем доходы семьи
10
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
11
Как появляются расходы семьи
12
Учимся считать семейные расходы
13
Исследуем расходы семьи
14
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
15
Как оформить семейный бюджет
16
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
17
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
18
Обобщение результатов изучения модуля 1
19
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
20
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься
21
Что такое страхование и для чего оно необходимо
22
Что и как можно страховать
23
Ролевая игра «Страхование»
24
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
25
Как определить надежность страховых компаний
26
Как работает страховая компания
27
Учебные мини-проекты «Страхование»
28
Обобщение результатов изучения модуля 2
29
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься»
30-34 Повторение
ИТОГО

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
Номер
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Тема занятий

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодейтвуют
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства
Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают налоги
Учимся считать налоги
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Сравниваем налоги граждан разных стран
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства
Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты «Налоги»
Что такое социальные пособия и какие они бывают
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования
РФ
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»
Исследуем, какие социальные пособия получают люди
Учебные мини-проекты «Социальные пособия»
Обобщение результатов изучения модуля 3
Презентация портфолио «Человек и государство: как они
взаимодействуют»
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
Что такое кредиты и надо ли их брать
Изучаем сайт Центрального банка РФ
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнес-инкубаторы
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях
Обобщение результатов изучения модуля 4
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес»
Заключение
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»
ИТОГО

Кол-во
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания.
М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал
ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3.
Баршай
Ю.С.
Валюты
мира:
иллюстрированный
атлас
для
школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4.
Бебнева
Н.А.
Изучение
курса
«Экономика
для
всех»:
книга
для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных
образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных
результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим
доступа: http://azy-economiki.ru
7.
Вигдорчик
Е.А.,
Липсиц
И.В.,
Корлюгова
Ю.Н.
Финансовая
грамотность:
материалы
для
родителей.
5—7
кл.
общеобр.
орг.
М.:
ВИТА-ПРЕСС,
2016.
(Дополнительное
образование:
Сер.
«Учимся
разумному финансовому поведению».)
8.
Вигдорчик
Е.А.,
Липсиц
И.В.,
Корлюгова
Ю.Н.
Финансовая
грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС,
2016.
(Дополнительное
образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное
образование:
Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая
школа,
2010.
Режим
доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
11.
Детский
экономический
словарь,
или
Маленькие
рассказы
не
очень
маленьким
детям
об
экономике.
М.:
Просвещение,
1997.
104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие
/ под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения
дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.
14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск:
ТетраСистемс, 2011.
19.
Корлюгова
Ю.Н.,
Вигдорчик
Е.А.,
Липсиц
И.В.
Финансовая
грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС,
2016.
(Дополнительное
образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос,
2003. 256 с.21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое
пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей
ИПК.
Ростов
н/Д:
Учитель,
2002.
176
с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7
кл.
общеобр.
орг.
М.:
ВИТА-ПРЕСС,
2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
23.
Метафорическая
деловая
игра:
практическое
пособие
для
бизнес-тренера
/
под
ред.
Ж.
Завьяловой.
СПб.:
Речь,
2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания:
учебник
для
студентов
педвузов.
М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2001.
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и
профессиональных
проблем.
М.:
Форус,
2009.
176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический
комплекс.
Минск:
Изд-во
БГУ,
2006.
116
с.
32.
Шевцова
Т.В.
Поговорим
о
налогах.
Нижний
Новгород:
ФНС, 2006. 45 с.
33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос,
Лейна
Стилс,
Мэри
С.
Сьютер;
пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».