Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольцовская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественноматематического цикла Протокол № 1 от «30_» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» Протокол № _12_ от «_30_» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Кольцовская средняя школа» № _184 о/д от «30_ » августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2023/2024 учебный год Курс: Финансовая грамотность Уровень: базовый Учитель: _Трубилова Л.М.__ Класс: 5, 7 Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе, утвержденной приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» №_184_ от« 3 0 » августа 2023 г. Кольцово 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа —в 7 классе. Место курса в образовательной системе: - курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению; - курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации; - курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополни- тельным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: - удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; - приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; - воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет; - экономические отношения семьи и государства; - человек и финансовые организации; - собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: - задачи с элементарными денежными расчётами; - кейсы по экономике семьи; - игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; - построение графиков и диаграмм; - мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений,проектной работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»: - осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт про- центов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,предложение вариантов собственного заработка; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; - понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; - умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; - выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ ин- формации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; - установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; - построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); - умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; - владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономическихотношений в семье и обществе). Регулятивные - анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; - контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и само- оценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов наоснове выработанных критериев; - применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные - умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; - работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; - умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: - владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; - применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; - определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс) Номер темы Тема занятий Введение в курс «Финансовая грамотность» 1 Почему важно развивать свою финансовую грамотность 2 От чего зависит благосостояние семьи 3 Учимся оценивать финансовое поведение людей 4 Учимся оценивать свое финансовое поведение Модуль 1. Доходы и расходы семьи 5 Деньги: что это такое 6 Учебные мини-проекты «Деньги» 7 Из чего складываются доходы семьи 8 Учимся считать семейные доходы 9 Исследуем доходы семьи 10 Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 11 Как появляются расходы семьи 12 Учимся считать семейные расходы 13 Исследуем расходы семьи 14 Учебные мини-проекты «Расходы семьи» 15 Как оформить семейный бюджет 16 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» 17 Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» 18 Обобщение результатов изучения модуля 1 19 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 20 Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься 21 Что такое страхование и для чего оно необходимо 22 Что и как можно страховать 23 Ролевая игра «Страхование» 24 Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит 25 Как определить надежность страховых компаний 26 Как работает страховая компания 27 Учебные мини-проекты «Страхование» 28 Обобщение результатов изучения модуля 2 29 Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» 30-34 Повторение ИТОГО Кол-во часов 4 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс) Номер темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятий Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодейтвуют Могут ли люди быть финансово независимыми от государства Что такое налоги и почему их надо платить Какие бывают налоги Учимся считать налоги Ролевая игра «Считаем налоги семьи» Сравниваем налоги граждан разных стран Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства Как работает налоговая служба Учебные мини-проекты «Налоги» Что такое социальные пособия и какие они бывают Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» Исследуем, какие социальные пособия получают люди Учебные мини-проекты «Социальные пособия» Обобщение результатов изучения модуля 3 Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Для чего нужны банки Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома Какие бывают вклады Что такое кредиты и надо ли их брать Изучаем сайт Центрального банка РФ Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы Как работает банк Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» Что мы знаем о бизнесе Как открыть фирму Для чего нужны бизнес-инкубаторы Ролевая игра «Открываем фирму» Что такое валюта и для чего она нужна Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях Обобщение результатов изучения модуля 4 Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» Заключение Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» ИТОГО Кол-во часов 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Основная литература 1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995. 2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. 3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с. 4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с. 5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с. 6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru 7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru 11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с. 12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010. 13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. 14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru 15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru 16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с. 17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru 18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011. 19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с. 22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. 24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с. 25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. 30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с. 31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с. 32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с. 33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru 34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.