МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Сакского района Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «География» для обучающихся 10 – 11 классов Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего уровня образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 371 с. Кольцово 2023 1. Планируемые результаты: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. По окончанию изучения курса «География мира» учащиеся 10-11 классов должны: Называть и показывать на политических, социально - географических и экономико - географических картах мира, частей света, материков, государств: государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира; важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения; районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения; ареалы распространения мировых религий на Земле; важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения;примеры старо промышленных районов мира и районов нового освоения; районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур; наиболее известные курортные районы мира; этапы освоения Земли человеком; типы естественного движения населения; наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и районы размещения; основные формы международных экономических отношений; основные средства и методы получения и фиксации географической информации; основные формы правления и государственного устройства. Определять: страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; обеспеченность стран природными ресурсами; уровень экономического развития разных стран; географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа,необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран. Характеризовать: важнейшие этапы демографической истории человечества; особенности типов и уровня урбанизации отдельных территорий и стран; этапы формирования политической карты мира; основные отрасли мирового хозяйства; технико- экономические и организационноэкономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка; источники загрязнения окружающей среды; межстрановые различия по обеспеченности природными ресурсами; наиболее распространенные мировые религии; мировые экономические связи; экономическая интеграция стран мира; роль транснациональных корпораций ибанков. Объяснять: влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли; направление современных миграций населения; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения; изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды; размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира; различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран; возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь; особенности рационального и нерационального природопользования; экологические ситуации отдельных территорий и стран мира. Прогнозировать: темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира; тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении при- роста населения; основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире. 2.Содержание учебного курса «ГЕОГРАФИЯ МИРА» (10-11 КЛАСС) 10 класс Введение (1час)Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географическихданных. ЧастьI.Общая характеристика мира (32 часа) Тема 1:Современная политическая карта мира. (4 часа + 1 к.р.) Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география. Тема 2:География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (5часов) Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды Тема3:География населения мира. (5часов) Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Тема 4:НТР и мировое хозяйство. (6 часов) Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Тема 5:География отраслей мирового хозяйства. (11часов) География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Заключение (резерв) (1час) 11класс Часть II. Региональная характеристика мира. (31 час) Многообразие стран на политической карте мира. (2 часа) Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально- экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Тема 6: Зарубежная Европа. (6 часов) Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира. Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (6+2 часов) Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз. Тема 8: Африка. (2 часа) Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки. Тема 9: Северная Америка. (6 часов) Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада. Тема 10: Латинская Америка. (3 часа) Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия. Тема 11: Глобальные проблемы человечества. (4 часа) Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Тема 12: Россия в современном мире. (2 ч) Заключение.(1час) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС № тема Кол-во часов 1 2 3 Введение Политическая карта География мировых природных ресурсов География населения НТР и мировое хозяйство География отраслей мирового хозяйства Резерв Итого 4 5 6 7 Практические работы Тематический контроль 1 5 (4+1) 5 2 2 1 1 5 6 11 2 1 1 1 1 1 1 34 8 5 Другие виды деятельности УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОГРАФИИ 11 КЛАСС № тема Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение Зарубежная Европа Зарубежная Азия Северная Америка Латинская Америка Зарубежная Африка Австралия и Океания Глобальные проблемы человечества 2 6 6 +2 6 3 2 2 4 9 Россия в современном мире 2 10 Резерв Итого 1 34 Практические работы Тематический контроль 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 4 Другие виды деятельности МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Сакского района Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «География» для обучающихся 10 – 11 классов Календарно – тематическое планирование составлено на основе федеральной рабочей программы среднего общего уровня образования по предмету «География», утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 371 с. Кольцово 2023 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС № сроки урок а Раздел. Тема урока Практическая работа план факт 1 Введение. (1 час) Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. 2 Политическая карта мира (5 ч) Многообразие стран современного мира №2. Характеристика политикогеографического положения страны (по выбору) 3 Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира. №1.Составление таблицы «Формы государственного правления и административнотерриториального деления стран мира» 4 Международные отношения. 5 Политическая география и геополитика. 6 Контроль и учет знаний №1по теме «Политическая карта мира» Контрольное тестирование 7 География мировых природных ресурсов (5 часов) Взаимодействие природы и общества. 8 Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира. №3.Нанесение на к/к мира основных топливно-рудных бассейнов Земли (по выбору) Примечание 9 Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. 10 Загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование. 11 Контроль и учет знаний № 2 по теме «География природных ресурсов» Защита рефератов-проектов География населения мира (5 часов) Численность и воспроизводство населения мира. 12 13 Состав (структура) населения мира 14 Размещение и миграции населения стран мира. 15 Городское и сельское население. 16 Контроль и учет знаний №3 по теме «География населения мира» Контрольная работа 17 НТР и мировое хозяйство (6 часов) НТР, ее характерные черты и составные части. 18 Мировое хозяйство. 19 Воздействие НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства №4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору) №5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира (по выбору) №6.Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира. 20 Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. 21 Факторы размещения хозяйства. 22 Контроль и учет знаний №4 по теме «НТР и Мировое хозяйство» контрольное тестирование 23 География отраслей мирового хозяйства (11 часов) Промышленность - ведущая отрасль материального производства. 24 Топливно-энергетическая промышленность. 25 Металлургия 26 Машиностроение. 27 Химическая, лесная, легкая промышленность. 28 Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство. 29 Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда. 30 Транспорт. 31 География производственных связей. 32 Международные экономические связи и их формы. 33 Контроль и учет знаний №5 по теме «География отраслей мирового хозяйства» Резерв 34 №7.Анализ основных факторов размещения производства в мире (по выбору) №8.Составление экономикогеографической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору) Итого: Практическая работа – 8 Контрольная работа -5 № Сроки урок план факт а 1 2 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 11 КЛАСС Раздел. Практическая работа Тема урока. Введение (2 часа) Современная политическая карта мира и типология стран. Основные закономерности общей экономикогеографической характеристики мира. Зарубежная Европа (6 часов) Общая характеристика Зарубежной Европы 4 Франция. 5 Италия. 6 Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Германии Малые страны Западной Европы. 7 8 9 №1. Составление сравнительной ЭГХ двух развитых стран Европы. Контроль и учет знаний №1 по теме «Западная Европа» Защита проектов Тема: Зарубежная Азия (6часов) Общая характеристика Зарубежной Азии 10 Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы. 11 Китай. 12 Япония. 13 Индия №2.Построение картосхемы и диаграммы экономических связей крупных стран Азии (по выбору) Примечание 16 Контроль и учет знаний №2 по теме «Зарубежная Азия» Контрольное тестирование Северная Америка (6 часов) Общая характеристика США Роль США в мировой экономике. 17 География промышленности, транспорта, туризма 18 Макрорайоны США 19 Канада 20 21 22 Контроль и учет знаний № 3 по теме «Северная Америка» Контрольное тестирование Латинская Америка (3 часа) Общая характеристика Латинской Америки. Бразилия. 23 Сравнительная характеристика развивающихся стран мира. 24 Зарубежная Африка (2 часа) Общая характеристика Африки 25 Субрегионы - Северная и тропическая Африка. 14 15 26-27 Австралия и Океания(2 часа) 29 . Глобальные проблемы человечества (4 часа) Глобальные проблемы человечества Глобальные проблемы человечества. 30 Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты 31 Контроль и учет знаний № 4 по темам «Латинская Америка. Африка. Глобальные проблемы». Контрольная работа 28 №3.Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США (по выбору) №4. Составление ЭГХ одной из развивающихся стран мира (по выбору) №5.Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в виде презентации)-по выбору №6. Характеристика основных глобальных проблем мира. 32 Россия в современном мире(2 часа) Место России в мировой политике. 33 Место России в мировом хозяйстве 34 Резерв Итого: Практическая работа – 6 Контрольная работа -4