Программа ООО учебного курса Родная литература (8-9 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся 8– 9 классов

Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего уровня образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 370

с. Кольцово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также
Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство
воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)»
тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников,
развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)»
имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и
литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:



отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский
национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как
особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская)
литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную
область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном
курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными

2

произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской
литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):




«Россия — родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в
рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние тради ции в
литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики
и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы —
русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать,
как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших
дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет
прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература»,
входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной
язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:



воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и облада ющей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России;

3






формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историкокультурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответств енности за
сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:











приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур
всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет, и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).
Города земли русской
4

По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб
«Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов
«Золотое кольцо» и др.
Родные просторы
Волга — русская река
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…»
и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С.
Высоцкий «Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Троица
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И.
Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
5

И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору).
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
9 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин
«Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские
строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных
разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…»
и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др.
6

А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко
«Само упало яблоко с небес…» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору).
Лишь слову жизнь дана
7

«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:









готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

8

Патриотического воспитания:




осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:





ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:






осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
9






способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:









установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
Экологического воспитания:







ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:




ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
10



овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:













освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:






выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
11




выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:









использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:








применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
12










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
1) Совместная деятельность:










понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
13






ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:








владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:






различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:







осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
14

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
2) иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских
национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
3) иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
4) владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения;
5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с
разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.
9 КЛАСС
6) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812
года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
7) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной
ценности;
8) осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах
русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
9) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать
развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать
круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

15

10) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками
работы сразными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

1.2.

Города земли русской

3

1.3.

Родные просторы

2

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

4

2..2. Тепло родного дома

4

Итого по разделу

8
16

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

3.2.

Загадки русской души

3

3.3.

О ваших ровесниках

2

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной
речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

7 КЛАСС

№

Наименование разделов и тем

Количество часов

Электронные

(цифровые)

17

п/п

программы

всего контрольные
работы

практические
работы

образовательные ресурсы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

1.2.

Города земли русской

2

1.3.

Родные просторы

3

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

5

2..2. Тепло родного дома

3

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

3.2.

Загадки русской души

3

3.3.

О ваших ровесниках

2

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

4.1.

Развитие устной и письменной
речи

2

18

Итого по разделу

2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

2

1.2.

Города земли русской

2

1.3.

Родные просторы

2

Итого по разделу

6

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

2..2. Тепло родного дома

2
3

19

Итого по разделу

5

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

1

3.2.

Загадки русской души

2

3.3.

О ваших ровесниках

2

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

3

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

2

1.2.

Города земли русской

2

1.3.

Родные просторы

2

Итого по разделу

6

1
20

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

3

2..2. Тепло родного дома

2

Итого по разделу

5

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

1

3.2.

Загадки русской души

2

3.3.

О ваших ровесниках

2

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

Итого по разделу

6

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

3

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».