Рабочая программа внеур. дея-ти Орлята России (3 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
классных
руководителей
Протокол № 3
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
педагогического
совета
МБОУ
«Кольцовская
средняя школа»
Протокол № 14
от «27» августа 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ
«Кольцовская
средняя
школа» № 175 о/д
от «27 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ОРЛЯТА РОССИИ»
на 2024/2025 учебный год
Учитель:

Кравчук В.А.

Класс:

3

Срок реализации: 1год
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»,
разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы- составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., ТимофееваИ.П., Шатунова Т.И.,
Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и основываются на
российских базовых национальных ценностях.

Кольцово 2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в
социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в
которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:

воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;

воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности;

формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие
способности и эстетический вкус;

воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре;

воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей;

содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;

формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4
классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра.
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
программой воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в
приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; в интерактивных
формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с
педагогом и сверстниками деятельность

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт - копилка. Трек
«Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в
этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо
для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного
года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – шкатулка Мастера. В
рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг
Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – чек-лист.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что
дополнительные
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
позволят
снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок
Эколога. Погодные условия в момент реализации трека
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом. «Мы –
хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В
рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».

Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
 понимание связи человека с окружающим миром;
 бережное отношение к среде обитания;
 проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
 проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
 способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли;
умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
 умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
 умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;

 участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
 умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в
группе;
 умение высказывать и отстаивать свое мнение;
 умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с
поставленной задачей или вопросом;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и
помощи;
 признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
 умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя
аргументы;
 умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
 умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности.
Универсальные учебные регулятивные действия:

умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;

умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;

умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;

формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
 понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека - лидера;
 умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить
логические рассуждения;
 расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
 знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с
качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами
деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота);
 знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья;
 умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
 усвоение сведений о понятиях экология и эколог;
 понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе;
 знакомство с понятиями «хранитель», «хранитель исторической памяти», умение
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;
 понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за
достижения малой Родины.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»
№

Основные разделы, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Вводный «Орлятский урок».

1

1

-

2.

Орленок - Лидер

5

1

4

3.

Орлѐнок – Эрудит

4

1

3

4.

Орлѐнок – Мастер

5

1

4

5.

Орленок – Доброволец

4

1

3

6.

Орлѐнок – Спортсмен

5

1

4

7.

Орлѐнок – Эколог

4

1

3

8.

Орлѐнок
–
Хранитель
исторической памяти

6

1

5

Итого

34

8

26

Формы
аттестации/
контроля
Беседа. Практическая
работа.
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра
Беседа. Практическая
работа. КТД. Ролевая
игра

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОРЛЯТА РОССИИ»

Дата
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

по
плану

Примечания

по
факту

Тема учебного занятия, раздела

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия в Программе.
Орленок - Лидер (5 часов)
«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
КТД «Вместе мы сможем всѐ!» «Встреча с тем, кто
умеет вести за собой»
«Мы дружный класс!»
Орлёнок – Эрудит ( 4 часа)
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
«Игра – это полезно и интересно». «Эрудит – это
широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и
узнавай»
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всѐ знать».
Итоги трека «На старте новых открытий
Орлёнок – Мастер – 5 часов
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» –
подводим итоги
Орленок – Доброволец (4 часа)
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о
старших»
Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари
улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет
добровольца»
Орлёнок – Спортсмен (5 часов)
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное»
«Книга рекордов», «Встреча – подарок».
«Азбука здоровья»
Орлёнок – Эколог (4 часа)
«ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии»
«Мой след на планете». КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи природы»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
Орлёнок – Хранитель исторической памяти (6 часов)
«Орлѐнок – хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны» Кодекс «Орлѐнка –
хранителя»
«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится
ближе»
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России»

33.
34.

«Мы – хранители»
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».