МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения классных руководителей Протокол № 3 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» Протокол № 14 от «27» августа 2024 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» № 175 о/д от «27 » августа 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС» основного общего образования на 2024/2025 учебный год Учитель: Класс: Кравчук И.С. 8 Срок реализации: 1год Рабочая программа составлена на основе курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (разработанным Институтом стратегии и развития образования ФГБНО), а также в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, Кольцово 2024 г. Пояснительная записка Направленность программы – цифровая лаборатория Уровень программы – базовый. Возраст обучающихся: от 14 лет до 15 лет. Срок реализации программы: 1 год, 35 часов Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса обеспечивается нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесѐнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н). 5. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно - научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6) Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах и задачах» способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 8-10 классов. Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники . Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе. 2. Цели курса Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике можно достичь основной цели развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально- исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определѐнным вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребѐнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе. Целью программы занятий внеурочной деятельности по физике, для учащихся 8-х классов являются: - развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие компетенций личностного самосовершенствования; - формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий; - воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов - реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике. Особенностью внеурочной деятельности по физике в рамках кружковой работы является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов. 3. Задачи курса Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики: формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни; развитие интереса к исследовательской деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости; совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий; использование приобретѐнных знаний и умений для решения практических, жизненных задач; включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую; выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы. 4. Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в экспериментах и задачах» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлѐнные активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор. 5. Планируемые результаты Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырѐх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике. После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в экспериментах и задачах» обучающиеся: -систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами; - выработают индивидуальный стиль решения физических задач. - совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности); -совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней. -определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе. Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются: 1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений; 2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов; 3. Развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы; 4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются: 1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; 2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач; 3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; 4. овладение экспериментальными методами решения задач. Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются: 1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения; 4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы. 6. Способы оценки уровня достижения обучающихся Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ. Критерием оценки в данном случае является степень овладения навыками работы, самостоятельность и законченность работы, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения проблемы, внешний вид и качество работы прибора или модели, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями, педагогами дополнительного образования) внутри школы. Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей учащихся. 7. Содержание программы 1. Тепловые явления (8 ч) Определение температуры окружающего воздуха и жидкости с помощью датчика цифровой лаборатории и термометра. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Измерение влажности воздуха с помощью датчика цифровой лаборатории и психрометра. Устройство и принцип работы ДВС. КПД теплового двигателя. 2. Электрические явления (15 ч) Электризация тел. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках с помощью оборудования цифровой лаборатории и амперметра. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи с помощью оборудования цифровой лаборатории и вольтметра. Определение зависимости силы тока от напряжения. Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Исследование зависимости сопротивления проводника от длины, площади сечения и материала проводника. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Проверка условий последовательного соединения проводников. Проверка условий параллельного соединения проводников. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. 3. Электромагнитные явления (6ч) Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов. Сборка электромагнита и испытание его действия. Испытание электрического двигателя постоянного тока (на модели). Опыты Фарадея. 4. Световые явления (4ч) Исследование закона отражения и преломления света. Получение изображения при помощи линзы Определение оптической силы линзы. 8. Календарно –тематическое планирование (1 год обучения) Кол-во Практическая № Тема занятия часов 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Тепловые явления (8ч) 2 Экспериментальная работа № 1 «Определение температуры окружающего воздуха и жидкости с помощью датчика цифровой лаборатории и термометра». 3 Экспериментальная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». 4 Решение задач на тему «Количество теплоты» 5 Экспериментальная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». 6 Решение задач на тему «Фазовые переходы» 7 Экспериментальная работа № 4 «Измерение влажности воздуха с помощью датчика цифровой лаборатории и психрометра». работа 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Экспериментальная работа № 5 «Устройство и принцип работы ДВС. КПД теплового двигателя» Электрические явления (15 ч) 9 Экспериментальная работа № 6 «Электризация тел». 10 Экспериментальная работа №7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках с помощью оборудования цифровой лаборатории и амперметра». 11 Экспериментальная работа № 8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи с помощью оборудования цифровой лаборатории и вольтметра». 12 Решение задач на тему «Закон Ома для участка цепи». 13 Экспериментальная работа № 9 «Определение зависимости силы тока от напряжения». 14 Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления». 15 Экспериментальная работа № 11 «Исследование зависимости сопротивления проводника от длины, площади сечения и материала проводника» 16 Решение задач на тему «Расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения» 17 Экспериментальная работа № 12 «Регулирование силы тока реостатом» 18 Экспериментальная работа № 13 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». 19 Экспериментальная работа № 14 «Проверка условий последовательного соединения проводников» 20 Экспериментальная работа № 15 «Проверка условий параллельного соединения проводников» 21 Экспериментальная работа № 16 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» 22 Решение задач на тему «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля Ленца» 8 23 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Электромагнитные явления (6ч) Экспериментальная работа № 17 «Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов» Экспериментальная работа № 18 «Сборка электромагнита и испытание его действия» 1 1 1 26 Экспериментальная работа № 19 «Испытание электрического двигателя постоянного тока (на модели)» Это любопытно «Зачем магнитное поле планетам» 27 Экспериментальная работа № 20 «Опыты Фарадея». 1 28 Решение качественных задач на тему «Магнитные явления». 1 25 29 30 28 29 Световые явления (5ч) Экспериментальная работа № 21 «Исследование закона отражения и преломления света». Экспериментальная работа № 22 «Получение изображения при помощи линзы». Экспериментальная работа № 23 «Определение Оптической силы линзы». Решение задач на тему «Световые явления». ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 2 35 23 9. Информационно – методическое обеспечение 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения). 2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения). 3. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с. 4. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; под общ. Ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с. 5. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972. 6. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002. 7. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005. 8. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008. 9. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227 11. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ 12. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/ 13. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru// 14. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru// 15. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru). 16. Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656 Формирование умений учащихся решать физические задачи: revolution. allbest. № Календарно – тематическое планирование (1 год обучения) Кол-во Практическая Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Тепловые явления (8ч) 2 Экспериментальная работа № 1 «Определение температуры окружающего воздуха и жидкости с помощью датчика цифровой лаборатории и термометра». 3 Экспериментальная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». 4 Решение задач на тему «Количество теплоты» 5 Экспериментальная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». 6 Решение задач на тему «Фазовые переходы» 7 Экспериментальная работа № 4 «Измерение влажности воздуха с помощью датчика цифровой лаборатории и психрометра». 8 Экспериментальная работа № 5 «Устройство и принцип работы ДВС. КПД теплового двигателя» Электрические явления (15 ч) 9 Экспериментальная работа № 6 «Электризация тел». 10 Экспериментальная работа №7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках с помощью оборудования цифровой лаборатории и амперметра». 11 Экспериментальная работа № 8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи с помощью оборудования цифровой лаборатории и вольтметра». 12 Решение задач на тему «Закон Ома для участка цепи». 13 Экспериментальная работа № 9 «Определение зависимости силы тока от напряжения». 14 Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления». 15 Экспериментальная работа № 11 «Исследование зависимости сопротивления проводника от длины, площади сечения и материала проводника» 16 Решение задач на тему «Расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения» 17 Экспериментальная работа № 12 «Регулирование силы тока реостатом» 18 Экспериментальная работа № 13 «Измерение сопротивления проводника при амперметра и вольтметра». 1 часов работа Дата проведения план факт 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 помощи 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 28 29 Экспериментальная работа № 14 «Проверка условий последовательного соединения проводников» Экспериментальная работа № 15 «Проверка условий параллельного соединения проводников» Экспериментальная работа № 16 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Решение задач на тему «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля Ленца» Электромагнитные явления (6ч) Экспериментальная работа № 17 «Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов» Экспериментальная работа № 18 «Сборка электромагнита и испытание его действия» Экспериментальная работа № 19 «Испытание электрического двигателя постоянного тока (на модели)» Это любопытно «Зачем магнитное поле планетам» Экспериментальная работа № 20 «Опыты Фарадея». Решение качественных задач на тему «Магнитные явления». Световые явления (5ч) Экспериментальная работа № 21 «Исследование закона отражения и преломления света». Экспериментальная работа № 22 «Получение изображения при помощи линзы». Экспериментальная работа № 23 «Определение Оптической силы линзы». Решение задач на тему «Световые явления». ИТОГО: 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 35 23