Рабочая программа внеур. дея-ти Физика вокруг нас (8 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
классных
руководителей
Протокол № 3
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
педагогического
совета
МБОУ
«Кольцовская
средняя школа»
Протокол № 14
от «27» августа 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ
«Кольцовская
средняя
школа» № 175 о/д
от «27 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
основного общего образования
на 2024/2025 учебный год
Учитель:
Класс:

Кравчук И.С.
8

Срок реализации: 1год

Рабочая программа составлена на основе курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» (разработанным Институтом стратегии и развития образования ФГБНО), а также в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования,

Кольцово 2024 г.

Пояснительная записка
Направленность программы – цифровая лаборатория Уровень программы – базовый.
Возраст обучающихся: от 14 лет до 15 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 35 часов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике предназначена для
организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса обеспечивается нормативными
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2.
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 № 16)
3.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования».
4.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.
от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №
544н, с изменениями, внесѐнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014
№ 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н).
5.
Методические
рекомендации
по
созданию
и
функционированию
в
общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах,
центров образования естественно - научной и технологической направленностей («Точка роста»)
(Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января
2021 г. № Р-6) Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС
ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация
рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах и
задачах» способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся
8-10 классов.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из
ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует
формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира,
фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения
исследовать и объяснять явления природы и техники .
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она
активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация
предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные
особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация
обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой —
удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит
за рамки изучения физики в школьном курсе.
2.
Цели курса
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка
при реализации программы внеурочной деятельности по физике можно достичь основной цели развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной,
научной и практической самостоятельности, познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и
проведения экспериментально- исследовательской деятельности в современном учебном
процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у

учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной
лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определѐнным вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию. Содержание занятий внеурочной деятельности представляет
собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и
научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания. В
условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного,
исследовательского, проблемного эксперимента. Ребѐнок в процессе познания, приобретая
чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления.
Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма
организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на
данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые
способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Целью программы занятий внеурочной деятельности по физике, для учащихся 8-х
классов являются:
- развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, познавательных,
информационно-коммуникативных,
социальных, и
как следствие компетенций личностного самосовершенствования;
- формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных
учебных действий;
- воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и
созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов
- реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной
деятельности по физике.
Особенностью внеурочной деятельности по физике в рамках кружковой работы является
то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и
метапредметных результатов.
3.
Задачи курса
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные
задачи внеурочной деятельности по физики:
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми
школьники сталкиваются в повседневной жизни;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных
учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; формирование навыков построения физических моделей и определения границ их
применимости;
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений
природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и
оценки новой информации физического содержания, использования современных
информационных технологий;
использование приобретѐнных знаний и умений для решения практических,
жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую,
аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной
работы.
4.
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в экспериментах и задачах»
предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение
исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических

задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа
предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует
воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут
достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все
целеустремлѐнные активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
5.
Планируемые результаты
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе
использования четырѐх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных
учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
«Основы учебноисследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового
чтения и работы с текстом») и учебных программ по всем предметам, в том числе по физике.
После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в экспериментах и задачах»
обучающиеся:
-систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных,
нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
- выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
- совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения
физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники
безопасности);
-совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания
исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях
на научно – практических конференциях различных уровней.
-определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных
интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности являются:
1.
умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения,
планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
2.
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр,
термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших
опытов;
3.
Развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные
связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать
выводы;
4.
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко
и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники
информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности являются: 1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2.
приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
экспериментальных задач;
3.
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
4.
овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:
1.
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
2.
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
3.
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
доказывать собственную точку зрения;
4.
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и
самому себе как части природы.

6.
Способы оценки уровня достижения обучающихся
Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.
Критерием оценки в данном случае является степень овладения навыками работы,
самостоятельность и законченность работы, тщательность эксперимента, научность
предлагаемого решения проблемы, внешний вид и качество работы прибора или модели,
соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления.
Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация работ,
выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед различными
аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями, педагогами дополнительного
образования) внутри школы.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их
учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в
области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области
исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к
деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных способностей
учащихся.
7.
Содержание программы
1.
Тепловые явления (8 ч)
Определение температуры окружающего воздуха и жидкости с помощью датчика цифровой
лаборатории и термометра. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной
температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Измерение влажности воздуха с
помощью датчика цифровой лаборатории и психрометра. Устройство и принцип работы ДВС.
КПД теплового двигателя.
2.
Электрические явления (15 ч)
Электризация тел. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках с помощью оборудования цифровой лаборатории и амперметра. Измерение напряжения
на различных участках электрической цепи с помощью оборудования цифровой лаборатории и
вольтметра. Определение зависимости силы тока от напряжения. Исследование зависимости
силы тока от напряжения и сопротивления. Исследование зависимости сопротивления
проводника от длины, площади сечения и материала проводника. Регулирование силы тока
реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Проверка условий последовательного соединения проводников. Проверка условий
параллельного соединения проводников. Измерение мощности и работы тока в электрической
лампе.
3.
Электромагнитные явления (6ч) Наблюдение взаимодействия постоянных
магнитов. Сборка электромагнита и испытание его действия. Испытание электрического
двигателя постоянного тока (на модели). Опыты Фарадея.
4.
Световые явления (4ч)
Исследование закона отражения и преломления света. Получение изображения при помощи
линзы Определение оптической силы линзы.
8.
Календарно –тематическое планирование (1 год обучения)
Кол-во Практическая
№
Тема занятия
часов

1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Тепловые явления (8ч)
2
Экспериментальная работа № 1 «Определение температуры
окружающего воздуха и жидкости с помощью датчика цифровой
лаборатории и термометра».
3
Экспериментальная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при
смешивании воды разной температуры».
4
Решение задач на тему «Количество теплоты»
5
Экспериментальная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости
твердого тела».
6
Решение задач на тему «Фазовые переходы»
7
Экспериментальная работа № 4 «Измерение влажности воздуха с
помощью датчика цифровой лаборатории и психрометра».

работа

1
1

1

1

1

1
1

1

2
1

1

Экспериментальная работа № 5 «Устройство и принцип работы
ДВС. КПД теплового двигателя»
Электрические явления (15 ч)
9
Экспериментальная работа № 6 «Электризация тел».
10 Экспериментальная работа №7 «Сборка электрической цепи и
измерение силы тока в ее различных участках с помощью
оборудования цифровой лаборатории и амперметра».
11 Экспериментальная работа № 8 «Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи с помощью оборудования
цифровой лаборатории и вольтметра».
12 Решение задач на тему «Закон Ома для участка цепи».
13 Экспериментальная работа № 9 «Определение зависимости силы
тока от напряжения».
14 Экспериментальная работа № 10 «Исследование зависимости
силы тока от напряжения и сопротивления».
15 Экспериментальная работа № 11 «Исследование зависимости
сопротивления проводника от длины, площади сечения и материала
проводника»
16 Решение задач на тему «Расчет сопротивления проводника, силы
тока и напряжения»
17 Экспериментальная работа № 12 «Регулирование силы тока
реостатом»
18 Экспериментальная работа № 13 «Измерение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра».
19 Экспериментальная
работа
№
14
«Проверка
условий
последовательного соединения проводников»
20 Экспериментальная работа № 15 «Проверка условий параллельного
соединения проводников»
21 Экспериментальная работа № 16 «Измерение мощности и работы
тока в электрической лампе»
22 Решение задач на тему «Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля Ленца»
8

23
24

1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2

Электромагнитные явления (6ч)
Экспериментальная работа № 17 «Наблюдение взаимодействия
постоянных магнитов»
Экспериментальная работа № 18 «Сборка электромагнита и
испытание его действия»

1
1
1

26

Экспериментальная работа № 19 «Испытание электрического
двигателя постоянного тока (на модели)»
Это любопытно «Зачем магнитное поле планетам»

27

Экспериментальная работа № 20 «Опыты Фарадея».

1

28

Решение качественных задач на тему «Магнитные явления».

1

25

29
30
28
29

Световые явления (5ч)
Экспериментальная работа № 21 «Исследование закона отражения и
преломления света».
Экспериментальная работа № 22 «Получение изображения при
помощи линзы».
Экспериментальная работа № 23 «Определение Оптической силы
линзы».
Решение задач на тему «Световые явления».
ИТОГО:

1

1
1

1

1

1

2
35

23

9.
Информационно – методическое обеспечение
1.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго
поколения).
2.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной
школе:
пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -.
(Стандарты второго поколения).
3.
Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н.
Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с.
4.
Федеральный
государственный
стандарт
общего
образования
второго поколения:
деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1/
С.В.Ананичева; под общ. Ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В.
Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с.
5.
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
6.
Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
7.
Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. :
«Феникс», 2005.
8.
Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н.
Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.
9.
Фронтальные
лабораторные
занятия
по
физике
в
7-11
классах
общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова.
– М. : Просвещение, 1996.
10. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
11. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт.
– Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
12. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
13. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//
14. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru// 15. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
16. Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656
Формирование
умений
учащихся
решать
физические
задачи:
revolution.
allbest.

№

Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)
Кол-во
Практическая
Тема занятия

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Тепловые явления (8ч)
2
Экспериментальная работа № 1 «Определение
температуры окружающего воздуха и жидкости
с помощью датчика цифровой лаборатории и
термометра».
3
Экспериментальная работа № 2 «Сравнение
количеств теплоты при смешивании воды разной
температуры».
4
Решение задач на тему «Количество теплоты»
5
Экспериментальная работа № 3 «Измерение
удельной теплоемкости твердого тела».
6
Решение задач на тему «Фазовые переходы»
7
Экспериментальная работа № 4 «Измерение
влажности воздуха с помощью датчика цифровой
лаборатории и психрометра».
8
Экспериментальная работа № 5 «Устройство и
принцип работы ДВС. КПД теплового двигателя»
Электрические явления (15 ч)
9
Экспериментальная работа № 6 «Электризация
тел».
10 Экспериментальная
работа
№7
«Сборка
электрической цепи и измерение силы тока в ее
различных
участках с помощью оборудования цифровой
лаборатории и амперметра».
11 Экспериментальная работа № 8 «Измерение
напряжения на различных участках электрической
цепи
с помощью оборудования цифровой лаборатории
и вольтметра».
12 Решение задач на тему «Закон Ома для участка
цепи».
13 Экспериментальная работа № 9 «Определение
зависимости силы тока от напряжения».
14 Экспериментальная работа № 10 «Исследование
зависимости силы тока от напряжения и
сопротивления».
15 Экспериментальная работа № 11 «Исследование
зависимости сопротивления проводника от
длины,
площади
сечения
и
материала
проводника»
16 Решение задач на тему «Расчет сопротивления
проводника, силы тока и напряжения»
17 Экспериментальная работа № 12 «Регулирование
силы тока реостатом»
18 Экспериментальная работа № 13 «Измерение
сопротивления проводника при
амперметра и вольтметра».
1

часов

работа

Дата
проведения
план факт

1

1

1

1

1

1
1

1

2
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
помощи

19

20
21
22

23
24
25

26
27
28

29
30
28
29

Экспериментальная работа № 14 «Проверка
условий
последовательного
соединения
проводников»
Экспериментальная работа № 15 «Проверка
условий параллельного соединения проводников»
Экспериментальная работа № 16 «Измерение
мощности и работы тока в электрической лампе»
Решение задач на тему «Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля Ленца»
Электромагнитные явления (6ч)
Экспериментальная работа № 17 «Наблюдение
взаимодействия постоянных магнитов»
Экспериментальная работа № 18 «Сборка
электромагнита и испытание его действия»
Экспериментальная работа № 19 «Испытание
электрического двигателя постоянного тока (на
модели)»
Это любопытно «Зачем магнитное поле планетам»
Экспериментальная работа № 20 «Опыты
Фарадея».
Решение качественных задач на тему «Магнитные
явления».
Световые явления (5ч)
Экспериментальная работа № 21 «Исследование
закона отражения и преломления света».
Экспериментальная работа № 22 «Получение
изображения при помощи линзы».
Экспериментальная работа № 23 «Определение
Оптической силы линзы».
Решение задач на тему «Световые явления».
ИТОГО:

1

1
1
2

1
1
1

1
1
1

1
1

1

1

1

2
35

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».