МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения классных руководителей Протокол № 3 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» Протокол № 14 от «27» августа 2024 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» № 175 о/д от «27 » августа 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я-ТЫ-ОН-ОНА-ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА» основного общего образования на 2024/2025 учебный год Учитель: Класс: Кравчук И.С. 5 Срок реализации: 1год Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой «Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023. Кольцово 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой «Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Яты-он-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023. С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать Федеральная образовательная программа основного общего образования, структурным элементом которой является федеральная рабочая программа воспитания. Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации. В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России». Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы. Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Задачи: создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций; формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений; развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе; обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования. Содержание курса внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа. Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение. Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы. Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд. Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Итоговое занятие (2ч) События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности. Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах. Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая мастерская, конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини – проект, упражнения на взаимодействие в группе, решение ситуационных и практико-ориентированных задач, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания. Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности моральноэтических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать, выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения. Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № разд ела и тем 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы «Моя школа-мои возможности» «Какие мы?» 8 сентября: https://институтвоспита Международный ния.рф/programmyдень vospitaniya/ooy/program распространения ma-aktivnoyграмотности. sotsializatsii/ «Маршруты нашей https://институтвоспита школы». ния.рф/ «Маршруты нашей 24 сентября: День школы». Государственного https://sovetniki.68edu.ru герба и /wpГосударственного флага Республики content/uploads/2022/11/ i-chetvert.pdf Крым. «Школьные 27 сентября: День https://sites.google.com/v старты» работника iew/navigatory(подготовка). дошкольного school6/я-ты-он-онаобразования. День вместе-целая-страна туризма. «Школьные 5 октября: День старты». Учителя. «Мы — команда». 15 октября: День Учеб ные часы Конт роль ные рабо ты Прак тиче ская част ь 7 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 отца в России. «Мы — команда». «Моя семья – моя опора» «История моей 25 октября: https://институтвоспита семьи». Международный ния.рф/programmyдень школьных vospitaniya/ooy/program библиотек. ma-aktivnoysotsializatsii/ «Семья — начало 8 ноября: День всех начал». памяти погибших https://институтвоспита при исполнении ния.рф/ служебных обязанностей https://sovetniki.68edu.ru сотрудников /wpорганов content/uploads/2022/11/ внутренних дел i-chetvert.pdf России. «Правила https://sites.google.com/v счастливой семьи» iew/navigatory(подготовка). school6/я-ты-он-она«Правила 26 ноября: День вместе-целая-страна счастливой семьи». матери в России. «Правила 30 ноября: День счастливой семьи». Государственного герба Российской Федерации. «Мой выбор – моя ответственность» «Моя гражданская 8 декабря: https://институтвоспита позиция: почему Международный ния.рф/programmyважно выбирать». день художника. vospitaniya/ooy/program ma-aktivnoysotsializatsii/ «Свобода и ответственность». https://институтвоспита «Цифровая 25 декабря: День ния.рф/ грамотность и принятия безопасность в Федеральных сети». конституционных https://sovetniki.68edu.ru /wpзаконов о content/uploads/2022/11/ Государственных i-chetvert.pdf символах Российской https://sites.google.com/v Федерации. iew/navigatory«Безопасное 27 декабря: День school6/я-ты-он-онаиспользование спасателя. вместе-целая-страна цифровых ресурсов». «Финансовая безопасность». «Планируем бюджет». «5 правил 1 5 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 20 января – День Республики Крым. 25 января: День 1 1 финансовой грамотности». российского студенчества. 20 «Мы выбираем». 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битвеэ 21 «Мы выбираем». 22 23 24 25 26 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). «Мои знания – моя сила» «Чудеса науки». 15 февраля: День https://институтвоспита памяти о ния.рф/programmyроссиянах, vospitaniya/ooy/program исполнявших ma-aktivnoyслужебный долг sotsializatsii/ за пределами Отечества; 35 лет https://институтвоспита со дня вывода ния.рф/ советских войск из Республика https://sovetniki.68edu.ru Афганистан /wp(1989). content/uploads/2022/11/ i-chetvert.pdf «Чудеса науки». 23 февраля: День защитника https://sites.google.com/v Отечества. iew/navigatory«Правильные school6/я-ты-он-онапривычки: вместе-целая-страна здоровое питание». «Правильные 8 марта: привычки: правила Международный безопасности». женский день. «В здоровом теле — здоровый дух». 14 марта: 450летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фѐдорова (1574). 1 1 6 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 «В здоровом теле — здоровый дух». 27марта: Всемирный день театра. «Моя страна – моя история» «Аллея памяти». https://институтвоспита ния.рф/programmy«Живет герой на 11 апреля: День vospitaniya/ooy/program улице родной». Конституции ma-aktivnoyРеспублики sotsializatsii/ Крым. «Через года, через https://институтвоспита века помните…». ния.рф/ «Зарница». 27 апреля: День российского парламентаризма. https://sovetniki.68edu.ru /wp«Зарница». content/uploads/2022/11/ i-chetvert.pdf 1 5 1 1 1 1 1 https://sites.google.com/v iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна 33 34 Итоговые занятия «Я- ТЫ- ОН18 мая: День ОНА-вместе целая памяти жертв страна». депортации; Международный день Музеев. «Я- ТЫ- ОН- ОНА24 мая: День вместе целая славянской страна». письменности и культуры. https://институтвоспита ния.рф/programmyvospitaniya/ooy/program ma-aktivnoysotsializatsii/ 2 1 1 https://институтвоспита ния.рф/ https://sovetniki.68edu.ru /wpcontent/uploads/2022/11/ i-chetvert.pdf https://sites.google.com/v iew/navigatoryschool6/я-ты-он-онавместе-целая-страна ИТОГО № п/п 25 9 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна» Тема занятия Модуль воспитаКоли Дата тельной программы честв проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 «Курсы внеурочной о План деятельности и часов дополнительного образования» «Моя школа-мои возможности» 7 «Какие мы?» 8 сентября: 1 07.09 Международный день распространения грамотности. «Маршруты нашей школы». 1 14.09 «Маршруты нашей школы». 24 сентября: День 1 21.09 Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. «Школьные старты» 27 сентября: День 1 28.09 (подготовка). работника дошкольного образования. День туризма. «Школьные старты». 5 октября: День Учителя. 1 05.10 «Мы — команда». 15 октября: День отца в 1 12.10 России. «Мы — команда». 1 19.10 «Моя семья – моя опора» 5 «История моей семьи». 25 октября: 1 26.10 Международный день школьных библиотек. «Семья — начало всех начал». 8 ноября: День памяти 1 09.11 погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. «Правила счастливой семьи» 1 16.11 (подготовка). «Правила счастливой семьи». 26 ноября: День матери в 1 23.11 России. «Правила счастливой семьи». 30 ноября: День 1 30.11 Государственного герба Российской Федерации. «Мой выбор – моя ответственность» 9 «Моя гражданская позиция: 8 декабря: 1 07.12 почему важно выбирать». Международный день художника. «Свобода и ответственность». 1 14.12 «Цифровая грамотность и 25 декабря: День 1 21.12 безопасность в сети». принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации. «Безопасное использование 27 декабря: День 1 28.12 Факт цифровых ресурсов». 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 «Финансовая безопасность». «Планируем бюджет». спасателя. 20 января – День Республики Крым. «5 правил финансовой 25 января: День грамотности». российского студенчества. «Мы выбираем». 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битве. «Мы выбираем». 8 февраля: День российской науки; 300летие со дня основания Российской Академии наук (1724). «Мои знания – моя сила» «Чудеса науки». 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 35 лет со дня вывода советских войск из Республика Афганистан (1989). «Чудеса науки». 23 февраля: День защитника Отечества. «Правильные привычки: здоровое питание». «Правильные привычки: правила 8 марта: безопасности». Международный женский день. «В здоровом теле — здоровый 14 марта: 450-летие со дух». дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фѐдорова (1574). «В здоровом теле — здоровый 27марта: Всемирный дух». день театра. «Моя страна – моя история» «Аллея памяти». «Живет герой на улице 11 апреля: День родной». Конституции Республики Крым. «Через года, через века помните…». «Зарница». 27 апреля: День российского парламентаризма. 1 1 11.01 18.01 1 25.01 1 01.02 1 08.02 6 1 15.02 1 22.02 1 29.02 1 07.03 1 14.03 1 21.03 5 1 1 04.04 11.04 1 18.04 1 25.04 32 33 34 «Зарница». 1 Итоговые занятия 2 «Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 18 мая: День памяти 1 страна». жертв депортации; Международный день Музеев. «Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 24 мая: День славянской 1 страна». письменности и культуры. Итого: 34 часа 02.05 16.05 23.05