МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Администрация Сакского района Республики Крым МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) учебного предмета «Биология» ФГОС ООО ОВЗ для обучающихся 5 класса на 2024 — 2025 учебный год 2024 год Пояснительная записка Цели реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования слабовидящих обучающихся Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (АООП ООО) для слабовидящих обучающихся, завершивших уровень начального общего образования по варианту 4.1 разработана с целью обеспечения содержательных условий получения качественного образования, гарантированного законодательством РФ. Целями реализации АООП ООО являются: 1. достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы слабовидящими обучающимися, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, без сокращения содержания предметных областей, посредством обеспечения доступности представления учебной информации, введения коррекционных курсов и учета специфики организации обучения при слабовидении; 2. гармоничное личностное и психофизическое развитие слабовидящего обучающегося. Задачами реализации АООП ООО являются: 1. обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся через реализацию учебной и внеурочной деятельностей, включая коррекционные курсы (индивидуальные и подгрупповые); 2. соблюдение офтальмо-эргономических и тифлопедагогических принципов в организации обучения, в выборе учебников и учебных пособий, использовании тифлотехнических средств; 3. создание эффективной образовательной и информационной среды, ориентированной на возможности слабовидящих обучающихся; 4. создание условий для воспитания, развития и самореализации слабовидящего обучающегося. Принципы формирования и механизмы реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования слабовидящих обучающихся В основе разработки АООП ООО лежат принципы и подходы к формированию ООП ООО, учитывающие специфику разработки и реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся, а также специальные принципы, отражающие тифлопедагогические требования к организации образовательного процесса для обучающихся данной группы, на уровне основного общего образования: Системно-деятельностный подход, как методологическая основа Стандарта ООО, ориентирован на развитие личности обучающегося, формирование его гражданской идентичности. Данный подход опирается на общедидактические принципы: научности; систематичности и последовательности; преемственности и перспективности; связи 2 теории с практикой; сознательности в обучении; наглядности; учета индивидуальных особенностей обучающихся. Научность обучения - один из важнейших дидактических принципов, осуществление которого обеспечивает овладение обучающимися подлинно научными знаниями. Это предъявляет требования прежде всего к учителю при отборе содержания. Также важно разъяснять обучающимся принципы проверки информации на научную достоверность и важность этого для жизни. Принцип научности осуществляется со строгим учетом особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся, которые проявляются во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения знаний. Однако обучающиеся данной группы имеют значительные возможности, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память. Основа прочных знаний слабовидящих обучающихся - их систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности в обучении - важный дидактический принцип, согласно которому изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям обучающихся. Принципы систематичности и последовательности тесно связаны с таким важным свойством мышления, как системность. В этой связи от учителя требуется строгая систематичность и последовательность изложения материала, повторения, закрепления, проверки изученного материала; от обучающихся - выработка навыков систематической работы в процессе учения. Принцип преемственности и перспективности предполагает уточнение представлений, обучающихся и расширение объема их понятий. Важно, чтобы обучающиеся научились методике простейших самостоятельных исследований, постановке экспериментов, работе с литературными источниками. Для этого необходимо использовать высокоинформативные средства наглядности, современные тифлотехнические средства, средства оптической коррекции. Принцип связи теории с практикой в обучении - дидактический принцип, требующий рационального сочетания теоретических знаний с практическими умениями и навыками, соединения общего образования с трудовой подготовкой и с общественно полезной деятельностью. При обучении практика служит главным образом для углубления понимания обучающимися теории, для закрепления, применения и проверки истинности усвоенных знаний. Характер связи теории с практикой в обучении обусловливается содержанием учебных предметов и применяется во всех тех случаях, когда возникает необходимость показать обучающимся роль теории в жизни. В зависимости от содержания материала используются различные формы работы: очные, заочные, виртуальные экскурсии, самостоятельные занятия, практикумы, творческие лаборатории, проектные работы и т.д. Сознательность в обучении - важный дидактический принцип, подразумевающий такое построение учебной работы, которое обеспечивает осознанное усвоение и применение обучающимися знаний и умений, понимание ими необходимости учения и значимости изучаемого материала. 3 Этот принцип неразрывно связан с активностью, инициативностью и самостоятельностью обучающихся. Главными чертами сознательного учения являются понимание обучающимися пользы образования, ясное восприятие учебного материала, использование в учении личного опыта и наблюдений. Перед тем как достигать какой-либо цели, обучающийся мысленно должен представить себе основные моменты предстоящих действий и возможный итог этих действий. Сознательное усвоение знаний начинается с правильного понимания фактического материала, а это предполагает развитие мыслительной деятельности. В результате этого у обучающихся формируются научные понятия, ими познаются закономерности, вытекающие из анализа фактов. Сознательное и активное отношение к учению в значительной мере обусловлено осуществлением других дидактических принципов, в особенности доступности в обучении и связи теории с практикой. Реализация принципа сознательности в обучении при работе со слабовидящими обучающимися, сопряжена с известными трудностями, которые определяются особенностями их психического развития и состояния эмоционально-волевой сферы. Сознательному усвоению учебного материала значительно препятствует недостаточное взаимодействие наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышления. Оно обусловлено тем, что у обучающихся нарушено зрительное восприятие внешнего мира, наблюдаются бедные, нерасчлененные и малодифференцированные представления. Часто проявляется расхождение между восприятием предмета и словом, отражающим его сущность. Формализм в знаниях слабовидящих - один из серьезных недостатков в обучении. Он порождается абстрактностью преподавания, отрывом его от жизни, недостаточным использованием наглядности, оптических и технических средств. Формальный характер знаний обучающихся, непонимание ими сущности изучаемого материала и неумение практически использовать его ведут к потере интереса к учению. Принцип наглядности - важнейший дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучающимися. Принцип индивидуального подхода, реализуемый в условиях образовательного процесса, основывается на учете особенностей психофизического развития слабовидящих обучающихся, уровня сформированности компенсаторных способов действий, имеющихся знаний об изучаемом материале, а также ведущего способа восприятия. Индивидуальный подход в обучении слабовидящих обучающихся предполагает учет не только уровня подготовленности к усвоению знаний, имеющихся опорных знаний, умений и навыков, но и их зрительных возможностей. Так, при использовании изобразительных средств наглядности следует предоставлять обучающимся с узким полем зрения возможность дольше их рассматривать. На уроках часто используются индивидуальные карточки. При изготовлении их важно помнить, что обучающиеся с остротой зрения 0,2 свободно различают буквы на расстоянии 33 см размером 5,6 мм; при остроте зрения 0,1 – размером 7,5 мм; при остроте зрения 0,05 – размером 13 мм (данные В.А. Феоктистовой). 4 Принцип дифференцированного подхода обусловлен наличием вариативных типологических особенностей слабовидящих обучающихся в образовательном процессе и предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группу обучающихся с использованием специальных методов обучения и воспитания не для каждого обучающегося в отдельности, а для определенной категории обучающихся. ПАООП ООО формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития детей 11–15 лет, а также особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся данной возрастной группы. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования Слабовидение обусловлено значительными нарушениями функционирования зрительной системы вследствие ее поражения. Слабовидение характеризуется показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции, а также может быть обусловлено нарушением поля зрения – еще одной основной зрительной функции. В соответствии с клинико-педагогической классификацией детей с нарушениями зрения по остроте зрения В.З. Денискиной, к слабовидящим относятся обучающиеся с остротой зрения от 0,05% до 0,4% на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Слабовидящих обучающихся целесообразно подразделять на следующие группы в зависимости от степени выраженности нарушения зрения: 1. Слабовидящие с остротой зрения в пределах от 0,05 % до 0,09 % на лучшевидящем глазу в условиях оптической коррекции (тяжелая степень слабовидения). 2. Слабовидящие с остротой зрения от 0,1% до 0,2% на лучше видящемглазу в условиях оптической коррекции (средняя степень слабовидения). 3. Слабовидящие с остротой зрения от 0,3% до 0,4% на лучше видящемглазу в условиях оптической коррекции (легкая степень слабовидения). Слабовидение проявляется в многообразных дифференцированных клинических формах (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания проводящей части зрительного анализатора – зрительного нерва и зрительных трактов, врожденная миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и т.д.), поэтому зрительные возможности слабовидящих обучающихся отличаются 5 неоднородностью. Одной из важнейших психологических особенностей, обусловленных слабовидением является недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к изменениям в психофизическом развитии, возникновению трудностей становления личности и затруднений предметно-пространственной и социальной адаптации. В коррекционно-образовательном и коррекционно-реабилитационном процессе важное значение имеет временной фактор. Время возникновения слабовидения или значительного снижения зрительных функций оказывает влияние не только на характер психофизического развития, но и на эффективность овладения компенсаторными навыками. В целом, своеобразие психофизического развития слабовидящих обучающихся характеризуется следующими особенностями, оказывающими отрицательное влияние на учебнопознавательную деятельность: ● обедненность чувственного опыта; ● снижение общей и зрительной работоспособности; ● замедление темпа выполнения предметно-практических действий; ● затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; ● трудности в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом; ● снижение двигательной активности своеобразие физического развития, проявляющееся в нарушениях координации, точности, объема движений, нарушениях сочетания движений глаз и различных частей тела, трудности формирования двигательных навыков. Своеобразие развития и функционирования познавательных процессов слабовидящих обучающихся проявляется в следующих особенностях: Снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, нарушения свойств зрительного восприятия таких, как объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность; снижении полноты, целостности образов, количества отображаемых предметов и явлений и качества их отображения, снижение темпа зрительного анализа. Ограничение возможностей дистантного восприятия и развития обзорных возможностей: ● Трудности в овладении пространственными 6 представлениями, зрительной микро и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений. ● Трудности в формировании предметных представлений: о форме, величине, пространственном местоположении предметов. ● недостаточность сформированности основных свойств внимания ипроцессов памяти; ● Трудности в совершении ряда мыслительных операций и формированииновых понятий. Недостаточность общей и познавательной активности слабовидящих обучающихся приводит к замедлению темпов формирования всех видов деятельности, в том числе сенсорноперцептивной, протекание которой замедляется в условиях слабовидения. Наряду с этим, у слабовидящих отмечаются трудности, связанные с качеством совершаемых действий, автоматизацией навыков и зрительным контролем, недостаточность которого и приводит к снижению качества их выполнения. Снижение уровня развития мотивационной сферы слабовидящих обучающихся проявляется в низкой мотивации учения и других видов деятельности. К причинам снижения уровня развития мотивационной сферы слабовидящих подростков можно отнести их низкую самостоятельность, несформированность активной жизненной позиции, наличие иждивенческих взглядов и неадекватных установок на инвалидность, семейное воспитание по типу потворствующей или доминирующей гиперопеки, ограниченность интересов, неуверенность в своих силах, боязнь быть неуспешными в глазах сверстников и педагогов, отсутствие необходимых компетенций и т.д.. Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования Структура особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования представлена как потребностями, общими для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфическими потребностями, характерными только для обучающихся данной группы. К специфическим особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся в основной школе, относятся: • учет при организации обучения слабовидящих обучающихся их зрительных возможностей, зрительного диагноза (основного и дополнительного), офтальмо- гигиенических и офтальмоэргономических требований (оптические средства коррекции зрения, режим зрительных и физических нагрузок), времени возникновения и степени выраженности нарушения зрения, а также 7 характера течения заболевания органа зрения (прогрессирующий, не прогрессирующий); • выявление степени сформированности и совершенствование компенсаторныхспособов действий; • учет темпа работы слабовидящих обучающихся в зависимости от зрительногодиагноза; • особая пространственная и временная организация образовательной среды; • обеспечение возможности пролонгации сроков обучения на уровне основногообщего образования; • обеспечение доступности учебной информации для зрительного и осязательно-зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. • оснащение образовательного процесса индивидуальными учебниками и учебными пособиями, напечатанными укрупненным шрифтом с иллюстрациями, адаптированными или специально созданными наглядными средствами обучения, учитывающими особенности зрительного и осязательно-зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; • преподавание общеобразовательных учебных предметов по специальным методикам, учитывающим особенности зрительного и осязательно-зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и предполагающим использование всех сохранных анализаторов; • применение в образовательном процессе тифлотехнических и оптических средств обучения и коррекции; • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и занятиях внеурочной деятельности коррекционных задач, направленных на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных слабовидением; • введение коррекционных курсов, направленных на совершенствование у слабовидящих обучающихся компенсаторных навыков, расширение сенсорного опыта и формирование информационной компетентности; • совершенствование навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве, навыков социально-бытовой ориентировки; • включение в образовательную среду индивидуализированного коррекционноразвивающего тифлопедагогического сопровождения в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; • оснащение образовательного процесса тифлотехническими устройствами и тифлоинформационными технологиями, необходимыми для успешного решения слабовидящими обучающимися учебно-познавательных задач; 8 • обеспечение прочного и сознательного овладения основами знаний о способах получении, обработке, хранении и использовании информации с помощью тифлоинформационных технологий для слабовидящих; • развитие навыков сознательного и рационального использования компьютера, смартфона и других тифлотехнических устройств в учебной, бытовой и дальнейшей профессиональной деятельности; • максимальное расширение социально-образовательного пространства за пределы образовательной организации и семьи с целью формирования психологической готовности к интеграции в социум; • формирование представлений о социальных ролях и моделях поведения. Обучение адекватным способам их реализации с учетом возрастных и гендерных аспектов; • обеспечение психологической коррекции неадекватной самооценки, иждивенческих взглядов и негативных установок на инвалидность; • оказание психокоррекционной помощи в преодолении тенденций и склонности к патологическому фантазированию, обусловленному дефицитом реальных жизненных событий и впечатлений, узостью сферы социальных контактов, а также стремлением повышения личного статуса среди сверстников; • развитие стрессоустойчивости, формирование психологической готовности к конструктивному преодолению специфических жизненных трудностей, обусловленных слабовидением; • совершенствование коммуникативных навыков, направленное на подготовку слабовидящих обучающихся к межличностному и профессиональному взаимодействию в коллективе, включению в социум, посредством обогащения социального опыта и расширения сферы социальных контактов с учетом специфики коммуникативных затруднений, обусловленных слабовидением; • систематическое целенаправленное проведение специфической профориентационной работы, ориентирующей слабовидящих обучающихся на выбор доступных и востребованных профессий; • ознакомление с современными технологиями, отражающими основные тенденции научно-технического развития общества, и лежащими в основе профессий, доступных для слабовидящих обучающихся, включая формирование межпрофессиональных и начальных профессиональных навыков. 9 Общая характеристика учебного предмета «Биология» Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах ее познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Биология» обеспечивает преодоление обучающимися следующих специфических трудностей, обусловленных слабовидением: ● отсутствие у подавляющего большинства обучающихся возможности рассматривать объекты, наблюдать процессы, протекающие с участием живых организмов, явления природы, проводить лабораторные работы, опыты и эксперименты с опорой на зрительный анализатор; ● несформированность или фрагментарность ряда представлений; ● узкий кругозор и недостаточный для описания биологических объектов, процессов и явлений словарный запас; ● бедность воображения. Преодоление указанных трудностей необходимо осуществлять на каждомуроке учителем в процессе специально организованной коррекционной работы. Цели и задачи учебного предмета «Биология» Целями изучения биологии на уровне основного общего образованияявляются: -формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельностибиологических систем разного уровня организации; -формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельностиорганизма человека, условиях сохранения его здоровья; -формирование умений применять методы биологической науки для изучениябиологических систем, в том числе и организма человека; -формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; -формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности 10 человека в природе; -формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: -приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельностилюдей; -овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приемов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, ее анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Коррекционные задачи: ● Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слухового восприятия; ● Развитие произвольного внимания. ● Развитие и коррекция памяти. ● Преодоление вербализма знаний. ● Развитие связной устной и письменной речи. ● Обогащение активного и пассивного словаря. ● Формирование навыков зрительного, зрительноосязательного и слухового анализа. ● Формирование навыков осязательно-зрительного обследования и восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений (иллюстраций, схем, макетов, чертежных рисунков и т.п.). ● Формирование специальных приемов обследования и изображения изучаемых объектов доступными способами. ● Формирование, уточнение или коррекция представлений о предметах и процессах окружающей действительности. ● Развитие навыков вербальной коммуникации. ● Совершенствование умения применять невербальные способы общения. ● Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. ● Совершенствование умения ориентироваться в микро и макропространстве. ● Формирование представлений о физиологии человека и 11 гендерныхразличиях между людьми. ● Формирование представлений о социальных ролях и моделях поведенияна основе гендерных различий. ● Воспитание культуры полоролевого межличностного взаимодействия. Место учебного предмета «Биология» в учебном плане В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. В соответствии с учебным планом (вариант 1 АООП ООО) программа предусматривает изучение биологии в объеме 238 часов за пять лет обучения: из расчета с 5 по 7 класс — 1 час в неделю, в 8—9 классах — 2 часа в неделю. Распределение программного материала учебного предмета «Биология» в АООП ООО 1 варианта соответствует ПООП ООО. Содержание учебного предмета «Биология» 5 класс Биология — наука о живой природе. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет). Методы изучения живой природы. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий 12 организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. Лабораторные и практические работы. 1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. 2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними. 3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа. Экскурсии или видеоэкскурсии. 1. Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Организмы — тела живой природы. Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и ее открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системыорганов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека. Лабораторные и практические работы 1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). 2. Ознакомление с принципами систематики организмов. 3. Наблюдение за потреблением воды растением. Организмы и среда обитания Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения 13 в жизни организмов. Лабораторные и практические работы 1. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретныхпримерах). Экскурсии или видеоэкскурсии 1. Растительный и животный мир родного края (краеведение). Природные сообщества Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственныхсообществ в жизни человека. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. Лабораторные и практические работы. 1. Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). др.). Экскурсии или видеоэкскурсии. 1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга) Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ. Живая природа и человек. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности. Практические работы. 1. Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере илина пришкольной территории. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования: 2. • формирование ценностного отношения к живой 14 природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; • умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции; • владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; • понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов; • умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека; • умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим факторам; • умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений,животных и человека; • сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков; • сформированность представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление обантропогенном факторе; • сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих передчеловечеством, и способах их преодоления; • умение решать учебные задачи биологического 15 содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов; • умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы; • понимание вклада российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук; • владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности; • умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты; • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; • сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; • умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; • овладение приемами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и ухода за домашними животными. Специальные результаты: Владение зрительно-осязательным способом обследования и восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений (иллюстраций, схем, макетов, чертежных рисунков и т.п.). 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Библиотека ЦОК 1 Биология — наука о живой природе 4 2 Методы изучения живой природы 4 1 3 Организмы — тела живой природы 10 1.5 4 Организмы и среда обитания 6 0.5 5 Природные сообщества 6 0.5 6 Живая природа и человек 3 7 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f413368 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 0 3.5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 Тема урока Р1 §1 §2 §3 3 Р2 4 5 6 §4 §4 §5 §6+4 7 Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Живая и неживая природа. Признаки живого 1 3.09 Биология - система наук о живой природе 1 10.09 Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека 1 17.09 Источники биологических знаний 1 24.09 Научные методы изучения живой природы 1 1.10 Методы изучения живой природы: измерение 1 8.10 Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. ТБ.Лабораторная работа №1. «Изучение лабораторного оборудования: термометры, 1 0.5 15.10 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cca60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccf56 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd0c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd9ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd65e весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» §7 8 Методы изучения живой природы: описание. ТБ.Практическая работа №1. «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа» 1 Понятие об организме 1 5.11 Увеличительные приборы для исследований 1 12.11 Цитология – наука о клетке. ТБ.Лабораторная работа №2. «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно 1 0.5 22.10 Р3 9 10 §8 §9 §10 11 0.5 19.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd866 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cdb36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd3de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cddde приготовленного микропрепарата)» 12 §11 Жизнедеятельность организмов 1 Свойства живых организмов. ТБ.Лабораторная работа №3.«Наблюдение за потреблением воды растением» 1 Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа «Ознакомление с принципами систематики организмов» 1 10.12 Многообразие и значение растений. Контрольная работа №1 по теме «Организмы –тела живой пироды» 1 17.12 §13 Многообразие и значение животных 1 24.12 §13 Многообразие и значение грибов 1 §14 Бактерии и вирусы как форма жизни 1 Среды обитания организмов 1 §11 13 §12 14 §13 15 16 17 18 Р4 19 §15 26.11 0.5 3.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce568 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce73e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec 20 21 §16 §17 §18 22 23 24 §19 §20 Р5 25 26 27 §21 §21 §22 §23 28 29 §24 Водная среда обитания организмов 1 Наземно-воздушная среда обитания организмов 1 Почвенная среда обитания организмов. ТБ.Практическая работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» 1 Организмы как среда обитания 1 Сезонные изменения в жизни организмов 1 Понятие о природном сообществе. 1 Взаимосвязи организмов в природных сообществах 1 Пищевые связи в природных сообществах 1 Разнообразие природных сообществ/Всероссийская проверочная работа при проведении с использованием компьютера 1 Искусственные сообщества, их отличие от природных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cea68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cec3e 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cedba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf508 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf7e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfb20 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfd3c сообществ ТБ.Лабораторная работа №4 «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)» 30 §25 Р6 31 32 33 §26 §26 §27 § 34 Природные зоны Земли, их обитатели 1 Влияние человека на живую природу/Всероссийская проверочная работа при проведении на бумажном носителе 1 Глобальные экологические проблемы 1 Пути сохранения биологического разнообразия 1 Резервный урок. Обобщение знаний по материалу, изученному в 5 классе 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfeea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d064c 0 3