Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольцовская средняя общеобразовательная школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» протокол №15 от 16.09.2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Кольцовская средняя школа» от 16.09.2024 г. № 211-о/д ПОЛОЖЕНИЕ о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе курсов внеурочной деятельности), учебных модулей, разрабатываемых на основе обновлѐнных ФГОС и в соответствии с требованиями ФОП НОО, ООО, СОО 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе (далее – Положение) регулирует структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности ООП каждого из уровней общего образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с: 1.2.1. Нормативными правовыми актами и документами федерального уровня: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (с изменениями) ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями); - ФГОС СОО, утверждѐнным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; ФОП НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. ФОП СОО, утверждѐнной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371. - Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 г. № 831; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 05.12.2022 г. № 1063. 1.3. В Положении использованные следующие основные понятия и термины: - рабочая программа – элемент содержательного раздела ООП каждого из уровней общего образования, конкретизирующий содержание обучения и воспитания применительно к конкретному учебному предмету, учебной дисциплине, курсу по выбору и (или) курсу внеурочной деятельности; - тематическое планирование – инвариантный компонент рабочих программ, который отражает распределение планируемых образовательных результатов, требуемых ФГОС каждого уровня общего образования, по периодам освоения ООП (учебным годам) и по этапам учебного года; календарно-тематическое планирование (КТП) – вариативный компонент рабочих программ, который отражает последовательность изучения ее тематических разделов в разрезе отдельных учебных занятий (урочных или внеурочных); - контролируемые элементы содержания (КЭС) – элементы содержания рабочей программы, реализующие требования ФОП, ФГОС; - контрольно-измерительные материалы (КИМ) – оценочные средства, имеющие кодификатор и спецификацию; - оценочные средства – методы оценки и контрольно-измерительные материалы; электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - учебно-методические материалы (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Структура Федеральных рабочих программ служит основой для разработки рабочих программ по другим учебным предметам ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, /учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля. 1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объѐме определяется должностной инструкцией педагогического работника. 1.5. Педагогический работник выбирает один из следующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа: рабочая программа разрабатывается на учебный год; рабочая программа разрабатывается на период реализации Программы общего образования соответствующего уровня; рабочая программа разрабатывается на срок освоения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля. Количество рабочих программ определяется составом учебного плана, индивидуального учебного плана и составом предметов/учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля. Состав рабочих программ по учебным предметам, дисциплинам, курсам по выбору определяется в соответствии с учебным планом/ индивидуальным учебным планом ООП каждого из уровней общего образования. 1.6. Состав рабочих программ по курсам внеурочной деятельности определяется в соответствии с планом внеурочной деятельности ООП каждого из уровней общего образования. 1.7. Рабочие программы разрабатываются в соответствие с требованиями ФГОС каждого из уровней общего образования. 1.8. Доля рабочих программ, составленных в Конструкторе рабочих программ на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/, от общего количества рабочих программ ООП того или иного уровня общего образования определяется с учѐтом региональных инициатив и документов. 1.9. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на неѐ принадлежит работодателю. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом: - требований ФГОС , ФОП и ФРП общего образования; - локальных нормативных актов школы. 2.1.1. Если рабочая программа составляется в Конструкторе рабочих программ на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/, то в этом случае, структура рабочей программы может быть скорректирована с учѐтом шаблона, содержащийся в интерфейсе данного портала. 2.1.2. Для предметов, преподавание которых осуществляется с непосредственным применением федеральных рабочих программ (ФРП), используется структура, обозначенная (см. Приложение № 2) настоящего Положения, но с полным сохранением содержания ФРП, предложенного распределения по годам и с учѐтом планируемых результатов освоения ФРП. 2.1.3. Для предметов, преподавание которых осуществляется в соответствии с ФОП, учебным планом, но отсутствии федеральных рабочих программ ФРП, используется структура рабочей программы и КТП, обозначенная (см. Приложение № 1) настоящего Положения. 2.1.4. Возможно изменение расположения тем, их объединение с целью выравнивания количества часов КТП в соответствии с учебным планом. 2.2. Обязательные компоненты рабочей программы: - титульный лист, если предмет, модуль, курс отсутствует в перечне ФРП всех уровней (см. Приложение № 1); - пояснительная записка (при необходимости); - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; - содержание учебного предмета, курса, распределѐнное по темам; календарно-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с указанием на используемые ЭОР (см. Приложение № 03); Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. Последовательность компонентов рабочей программы учебного предмета, курса зависит от требований ФГОС соответствующего уровня ФГОС-2021 НОО, ООО ФГОС-2022 СОО - титульный лист (см. Приложение № 01); - пояснительная записка; - содержание учебного предмета, курса, распределенное по темам; - титульный лист (см. Приложение № 01); - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с указанием на используемые ЭОР (см. Приложение № 03); - оценочные материалы (демоверсия с критериями оценивания на основе положения о текущей и промежуточной аттестации) для текущего тематического контроля по каждой теме. - содержание учебного предмета, курса, распределенное по темам; - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с указанием на используемые ЭОР (см. Приложение № 03); -оценочные материалы (демоверсия с критериями оценивания на основе положения о текущей и промежуточной аттестации) для текущего тематического контроля по каждой теме. 2.3. Указанные в п. 2.2 компоненты имеют следующие особенности: 2.3.1. Раздел «Пояснительная записка» включает (по необходимости и требованиям региональных методических рекомендаций): перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; общая характеристика учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля; уровень реализации рабочей программы (выбрать необходимое): базовый/углубленный; место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы; учебно-методический комплект (далее – УМК) учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога и для обучающихся. Пояснительная записка содержит краткую характеристику влияния рабочей программы на достижение планируемых образовательных результатов ООП (по уровню), с указанием воспитывающего и развивающего потенциала учебного предмета, курса (по необходимости и требованиям региональных методических рекомендаций). Пояснительная записка может использоваться в качестве аннотации рабочей программы для размещения на сайте школы (по необходимости и требованиям региональных методических рекомендаций). 2.3.2. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО (в соответствии с уровнем изучения: базовый и углублѐнный) 2.3.3. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» конкретизирует требования ФГОС (по уровням общего образования) к предметным образовательным результатам, в т.ч. с учетом их распределения по периодам освоения ООП. 2.3.3.1. Формулировки планируемых результатов выступают основой критериев оценки их достижения в рамках текущего тематического контроля. 2.3.3.2. Требования ФГОС (по уровням общего образования) к метапредметным и личностным результатам распределяются по тематическим разделам ООП наряду с предметными результатами. Планируемые результаты формулируются как учебные действия обучающихся с предметным содержанием. Формулировки планируемых результатов отражают предмет текущего тематического контроля по каждой теме. 2.3.3.3. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке в рамках текущего тематического контроля. 2.4. Оценочные материалы – обязательный элемент рабочей программы. 2.4.1. Оценочные материалы разрабатываются строго в соответствии с контролируемыми элементами содержания (КЭС), перечень которых отражает требования ФГОС общего образования (по уровню) к предметным образовательным результатам. Источником для формулировок может служить примерная рабочая программа и (или) кодификаторы ВПР. 2.4.2. Оценочные материалы рабочей программы необходимы для проведения тематического контроля ее освоения обучающимися. Количество оценочных материалов определяется количеством тематических разделов рабочей программы. 2.4.3. Оценочные материалы каждого тематического раздела рабочей программы включают задания на контроль достижения метапредметных результатов, обозначенных в тематическом планировании. Планируемые метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (УУД). 2.4.4. Планируемые личностные результаты отражают связь рабочей программы предмета, дисциплины, курса с рабочей программой воспитания. 2.4.5. Применение оценочных средств реализуют критериальный подход в организации текущего тематического контроля. Обучающиеся и их родители (законные представители) вправе ознакомиться с критериями оценки достижения планируемых образовательных результатов при обращении к тексту рабочей программы, размещѐнной на официальном сайте школы (по необходимости и требованиям региональных методических рекомендаций). 2.5. Содержание рабочих программ курсов по выбору, элективов, курсов внеурочной деятельности разрабатывается исходя из планируемых к достижению образовательных результатов. В зависимости от приоритетов планирования, рабочие программы курсов могут : строиться на содержании учебных предметов в целях их углубленного изучения; - реализовывать в содержании актуальные тенденции социального развития; достижений науки и культуры; реализовывать в содержании индивидуальные запросы и потребности обучающихся. 2.5.1. Содержание рабочих программ курсов по выбору, элективов, курсов внеурочной деятельности может иметь полностью авторское наполнение (быть разработано педагогом школы и др.) при условии, что это содержание реализует требования ФГОС (по уровню) к образовательным результатам, запланированным к достижению. 2.6. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарно-тематического планирования учебного предмета, курса на учебный год. 2.6.1. Календарно-тематическое планирование используется при заполнении журналов (электронных журналов), а также при осуществлении административного контроля за выполнением рабочей программы. 3. Порядок разработки рабочей программы 3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов на этапе разработки основной образовательной программы (ООП) или в процессе ее реализации, когда вносятся изменения в учебный план, план внеурочной деятельности. 3.2. Если педагог разрабатывает рабочую программу на уровень общего образования; входящее в неѐ тематическое планирование – на учебный год. 3.3. Общий объем рабочей программы зависит от объѐма часов, отведѐнных на освоение учебного предмета или курса учебным планом, индивидуальным учебным планом или планом внеурочной деятельности. 3.4. Допускаются корректировки по составу и объѐму рабочих программ в случае, если соответствующие корректировки вносятся в учебный план или план внеурочной деятельности. 3.5. Допускается полностью авторская разработка (педагогом школы и др.) при условии, что содержание рабочей программы реализует требования ФГОС (по уровню) к образовательным результатам, запланированным к достижению. 3.6. Составитель/разработчик рабочей программы, при условии, что соблюдаются требования ФГОС (по уровню) к образовательным результатам, запланированным к достижению, вправе: варьировать порядок разделов, тем, обозначенных в примерной рабочей программе; - устанавливать последовательность изучения тем внутри учебного года; - определять время, отведѐнное на изучение темы; - выбирать, исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания; подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства. 3.7. Перед размещением рабочей программы в содержательном разделе ООП, она проходит внутреннюю экспертизу руководителем методического объединения, руководителями ШМО и заместителем директора школы, курирующим содержание ООП. Факт экспертизы фиксируется соответствующим протоколом. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа, (ФРП по предметам портала «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru ) оформляется в электронном и (или) печатном варианте. 4.2. Электронный вариант рабочей программы размещается на официальном сайте школы согласно ч.б) п. 3.4. приказом Рособрнадзора № 831: электронная версия рабочей программы прикладывается к аннотации рабочей программы. Электронный вариант размещается на сайте в виде электронного документа. 4.3. Печатный вариант включается в содержательный раздел печатного варианта ООП (по уровням общего образования). Печатный вариант форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля: верхнее – 2 см., нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1 см.; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4; таблицы встраиваются непосредственно в текст. Тематическое и календарно- тематическое планирование представляются в виде таблицы. Титульный лист рабочей программы не нумеруется. 4.4. Педагог использует в работе и хранит у себя электронный вариант рабочей программы и ее календарно-тематическое планирование на текущий учебный год, предоставляет 1 экземпляр печатного варианта администрации школы. 4.5. Ответственность за актуализацию состава и объѐма рабочих программ несут: -руководители ШМО; - заместитель директора, курирующий вопросы содержания образования, в рамках исполнения должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. Изменения в рабочую программу вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам (см. Приложение № 03): - карантин; - дистанционное обучение (согласно постановлений и приказов выше стоящих организаций или необходимости в режиме работы школы); - актированные дни (день, в который по погодным условиям возможно непосещение учебных занятий в образовательных организациях детьми по усмотрению родителей (законных представителей); - изменения в учебном плане или плане внеурочной деятельности. 5.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ, КТП руководитель ОО издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу (ООП) в части корректировки ее содержательного раздела. 5.3. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством: - укрупнения дидактических единиц; - сокращения часов на контрольно-оценочные процедуры, уплотнение предметных тем; - переноса части содержания на следующий учебный год (только в переводных классах). 5.4. Не допускается уменьшение объѐма часов за счѐт полного исключения запланированной темы и (или) тематического раздела из программы. 5.5. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП. Приложение № 1 к приказу МБОУ «Кольцовская средняя школа» от 16.09.2024г. №211-о/д Титульный лист рабочей программы , календарно- тематического планирования учебного предмета на год/ уровень изучения, учебного курса внеурочной деятельности на год (не по ФРП) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА») РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ___________/ ФИО./ Протокол заседания ШМО 00.00.20 г. № _____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Кольцовская средняя школа » _____________ ФИО « » 20 г. УТВЕРЖДЕНА Приказ 00.00.20 г. № Директор МБОУ « Кольцовская средняя школа » ____________ ФИО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет/ курс/ внеурочной деятельности Уровень Учитель Класс Срок реализации название 0000-0000 гг. Программа составлена в соответствии с требованиями: ФГОС НОО, утверждѐнным приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 (с изменениями), ФОП НОО, утверждѐнной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. № 372. С. Кольцово, 2024. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «ВКОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА») РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ___________/ ФИО./ Протокол заседания ШМО 00.00.20 г. № _____ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора Приказ 00.00.20 г. № по УВР Директор МБОУ МБОУ «Кольцовская «Кольцовская средняя средняя школа» школа » _____________ ФИО ____________ ФИО « » 20 г. Предмет/ курс/ внеурочной деятельности Уровень Учитель Класс Срок реализации название 0000-0000 гг. Количество часов: Всего …. ч.; в неделю …. час. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии • ФОП НОО, утверждѐнной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. № 372, РП «Родной язык …..» для ….-го класса, утверждѐнной приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» от «00» августа 20 г. №000 с. Кольцово, 2024. Приложение № 2 к приказу МБОУ «Кольцовская средняя школа» от 16.09.2024г. №211-о/д Титульный лист календарно-тематического плана учебного предмета на год/ уровень изучения, учебного курса внеурочной деятельности на год (по ФРП) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА») РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ___________/ ФИО./ Протокол заседания ШМО 00.00.20 г. № _____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Кольцовская средняя школа » _____________ ФИО « » 20 г. УТВЕРЖДЕНА Приказ 00.00.20 г. № Директор МБОУ «Кольцовская средняя школа» ____________ ФИО КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Предмет/ курс/ внеурочной деятельности Уровень Учитель Класс Срок реализации название 0000-0000 гг. Количество часов: Всего …. ч.; в неделю …. час. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии: ФОП НОО, утверждѐнной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. № 372, на основе ФРП «Русский язык» для ….-го класса Кольцово, 2024 год Приложение № 3 к приказу МБОУ «Кольцовская средняя школа» от 16.09.2024г. №211-о/д Раздел «Календарно-тематическое планирование» учебного предмета/учебного курса (элективного курса) оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих колонок: 1 Количество часов Электронные № п/п Наименование разделов (цифровые) Всего Контрольные Практические и тем программы образовательные работы работы ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1. Богатство и выразительность русского языка. 1 Библиотека 1.2. Лингвистика как наука о языке. 1 Итого по разделу ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 2 Раздел 2. 2.1. … Итого по разделу Повторение пройденного материала Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) Общее количество часов по программе В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов. 1 Раздел «Календарно-тематическое планирование» учебного курса внеурочной деятельности оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих колонок: № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. 1.1. 1.2. Итого по разделу Раздел 2. 2.1. … Итого по разделу Общее количество часов по программе Количество часов Форма занятия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Приложение № 4 к приказу МБОУ «Кольцовская средняя школа» от 16.09.2024г. №211-о/д Лист корректировки рабочей программы (КТП) в 20 по в -20 учебном году классе/классах Часов по плану Дано фактически Корректировка рабочей программы произведена за счѐт в классе/классах Часов по плану Дано фактически Корректировка рабочей программы произведена за счѐт в классе/классах Часов по плану Дано фактически Корректировка рабочей программы произведена за счѐт в классе/классах Часов по плану Дано фактически Корректировка рабочей программы произведена за счѐт 31.05.20 Учитель / г.