ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 2 от 17.09.2021г СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Советом родителей МБОУ приказ МБОУ «Кольцовская средняя «Кольцовская средняя школа» школа» от 17.09.2021 г Протокол №2 от 17.09.2021 г. №275 о/д ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» СП «КАПИТОШКА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ на 2021/2026 гг. Кольцово-2021 1 Содержание Пояснительная записка Раздел 1 1.1 1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 1.2.5 1.3 1.3.1 1.3.2 Раздел 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.1.6 2.2 стр Целевой 5 Целевые ориентиры и планируемые результаты Рабочей 6 программы воспитания МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» Цель и задачи Рабочей программы воспитания 6 Методологические основы и принципы построения 7 Программы воспитания Уклад образовательной организации 8 Воспитывающая среда МБОУ «Кольцовская средняя школа» 9 СП «Капитошка» Общности (сообщества МБОУ «Кольцовская средняя школа» 9 СП «Капитошка») Социокультурный контекст 10 Деятельности и культурные виды практики 10 Требования к планируемым результатам освоения 11 Программы. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей 16 группы раннего возраста (1.6 -3 года) Целевые ориентиры воспитательной работы для детей 18 дошкольного возраста (до 7 лет) 22 Содержательный Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Патриотическое направление воспитания Социальное направление воспитания Познавательное направление воспитания Физическое и оздоровительное направление воспитания Трудовое направление воспитания Этико-эстетическое направление воспитания Особенности реализации воспитательного процесса 2 23 24 25 26 27 28 29 31 2.3 Раздел 3.1 3.2 3.3 3.4. 3.5. 3.6. 3.6.1. 3.6.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Рабочей программы воспитания. Организационный Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Взаимодействие взрослого с детьми. События МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» Организация предметно-пространственной среды Кадровое обеспечение воспитательного процесса Нормативно-методическое обеспечение реализации программы. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Календарный план воспитательной работы (приложение 1 ) Региональный компонент реализации рабочей программы воспитания ( приложение2) 3 33 35 36 36 37 40 41 42 44 47 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП«Капитошка», предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021№ 2-21). Работа по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанников муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» Сакского района Республики Крым (далее – ОУ), предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования Общеобразовательное учреждение руководствуется определением понятия «образовательная программа», предположенным Федеральном законе от 20 декабря 2012 от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также предусмотренных настоящим Федеральным законом в случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». Программа воспитания является структурной компонентой основной образовательной программы дошкольного образования ОУ (далее - ООП ОУ). Под воспитанием понимается «деятельность направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской федерации , природе и окружающей среде» 4 Рабочая программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества. В связи с этим в структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Основой разработки Рабочей программы воспитания являются положения следующих документов: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками); Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальныхцелях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный Закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с измен. и доп. на 31.07.2020); Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021); Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 23.03.2021); распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций и методические рекомендации к ней разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию 5 Министерства просвещения РФ. №2/21 от 1 июля 2021года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Концепция воспитания и социализации обучающихся Республики Крым. Утверждена Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020год №1823; Региональная парциальная программа по гражданскопатриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» Одобренной коллегией Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 01.03.2017 г. №1/7. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1]. Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие. Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса. В основе процесса воспитания детей в детском саду лежит конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника детского сада и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной организации (далее–ОО) с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы детского сада. 6 Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Детский сад в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы детского сада «Капитошка» с.Кольцово, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно эстетического и физического развития. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями. 7 Раздел I Целевой 1.Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы 1.1.Цель Программы воспитания Целью разработки и реализации Рабочей программы воспитания является формирование гармонично развитой высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Реализация Региональной парциальной программы по гражданскопатриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в республике Крым «Крымский веночек». Содержание воспитания спроектировано, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содействовует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. На основе общей цели, цель воспитания в МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, через: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Задачи воспитания в детском саду « Капитошка» с. Кольцово формируются для каждого возрастного периода ( от 1,6 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с 8 развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере детского сада «Капитошка» . Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 1.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. 2.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 3.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 4.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с учѐтом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 1. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 10.Формирование базовых основ национальных, этнокультурных, демографических, климатических условий развития родного края. 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и деятельностный подходы. 9 Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие субъектности и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сензитивного периода воспитания; теории об амплификации (обогащении) развития ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности». При создании программа воспитания учтены принципы детского сада, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне, достоинству и защиту его прав на свободу и развитие. Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение. Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона. Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. 10 Данные принципы реализуются в укладе детского сада «Капитошка» с.Кольцово включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1. Уклад МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад определяет специфику и конкретные формы детского сада, распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни структурного подразделения «Капитошка». Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками детского сада). Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать нормы профессиональной этики и поведения: ‒ педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; ‒ улыбка – всегда обязательная часть приветствия; ‒ педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки; ‒ педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; ‒ тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; ‒ уважительное отношение к личности воспитанника; ‒ умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; ‒ умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; ‒ уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; ‒ умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; ‒ умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; 11 ‒ умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; ‒ соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада; ‒ знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Педагог имеет право выстраивать работу с учетом пожеланий родителей, но учетом возрастной психологии и педагогики. 1.2.2. Воспитывающая среда детского сада Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру. Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям: ‒ «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами; ‒ «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания; ‒ «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. 1.2.3. Общности (сообщества) МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» В целях эффективности воспитательной деятельности в МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» организована работа следующих общностей (сообществ): Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» Участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Рабочей программы воспитания. Основой эффективности общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. К профессиональным общностям в МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка»‒ творческая группа; ‒ психолого-педагогический консилиум. Педагоги – участники общности, придерживаются следующих принципов: ‒ быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; 12 ‒ мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; ‒ поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала направленность; ‒ заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; ‒ содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; ‒ воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); ‒ учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; ‒ воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность. В состав данной общности входят сотрудники дошкольного образовательного учреждения и все взрослые члены семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в МБОУ. Только взаимодействуя с воспитывающими взрослыми возможно выявление и в дальнейшее создание условий, необходимых для оптимального и полноценного развития и воспитания. К профессионально-родительским общностям в МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» относится Совет родителей (законных представителей) воспитанников. Детско-взрослая общность. Детско-взрослая общность является источником воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность в МБОУ строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она обладает своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Рабочей программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, 13 конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов Рабочей программы воспитания. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Рабочей программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в детском саду Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: ‒ предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); ‒ культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); ‒ свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Рабочей программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне МБОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат 14 непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Портрет ребенка младенческого и раннего возраста 1.6-3 лет Направление воспитания Патриотическое Социальное Познавательное Ценности Показатели Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». проявляющий Человек, семья, Доброжелательный, сочувствие, доброту. Испытывающий дружба, сотрудничество чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. 15 Физическое и оздоровительное Трудовое Здоровье Труд Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Эмоционально отзывчивый к красоте. Этикоэстетическое Культура и красота Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 1.3.1 Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста ( от 3 до 7 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (от 3-7 лет ) Направление Ценности Показатели воспитания 16 Патриотическое Социальное Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Осознание детьми своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, села, гражданина своей страны, патриотом. Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и дружба, ценности семьи и сотрудничество уважающий общества; правдивый, искренний; способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; проявляющий зачатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. 17 Познавательное Знания Физическое и оздоровительное Здоровье Трудовое Труд Этико-эстетическое Культура и красота Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом; проявляющий активность, самостоятельность, субъектную инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании; обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности; проявляющий трудолюбие и субъектность при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве; стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. Целевые ориентиры и конкретные задачи воспитания позволяют выделить приоритеты воспитания. Приоритеты воспитания для детей (от 1,6 до 3 лет) ‒ Имеет первичные представления о себе, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. 18 ‒ Имеет представления об элементарных потребностях растений и животных, понимает, что человек ухаживает за растениями и животными, проявляет эмоции, чувства. ‒ Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. ‒ Проявляет интерес к народному искусству. Приоритеты воспитания для детей (4-5 лет) ‒ Ребѐнок доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них, откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы. ‒ Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. ‒ Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице. ‒ Имеет представления о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада, о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении, знает государственные праздники (Новый год, 8, марта, 23 февраля, 9 мая), имеет представление об Армии России(военные профессии, о значении армии в защите страны) Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры. ‒ Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, 19 нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). ‒ Владеет правилами поведения и безопасности на улице, в транспорте, в дошкольном учреждении. Знает и соблюдает основные правила поведения и безопасности в природе. ‒ Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность. ‒ Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях. Приоритеты воспитания для детей (5-6 лет) ‒ Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. ‒ Самостоятельно объединяется для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность, соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров. ‒ Выполняет отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. ‒ Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. ‒ Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, традициях, 20 знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. ‒ Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. ‒ Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. Приоритеты воспитания для детей (6-7 лет) ‒ Стремиться быть любящим, заботливым, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи. Стремиться быть вежливым и опрятным, приветливым и доброжелательным. Соблюдает правила личной гигиены, режим дня, ведѐт здоровый образ жизни. ‒ Выполняет посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим, быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, ценить его. ‒ Знает и любит свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну, испытывать чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, знать героические страницы истории своей страны, своего города, своей семьи, гордиться культурным наследием своей страны. ‒ Стремиться принимать участие в проектах значимых для страны, города, дошкольного учреждения, семьи; Стремиться самостоятельно организовывать мероприятия, связанные с традициями семьи и группы. ‒ Бережѐт и охраняет природу (ухаживать за комнатными растениями в детском саду или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в 21 морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы). Знает о необходимости экономии природных ресурсов. ‒ Проявляет миролюбие — не затевать ссор и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе, стараться быть дружелюбным. ‒ Проявляет позитивный интерес к новому, проявляет любознательность, ценит знания. ‒ Уверен в себе (подкрепляя свою уверенность правилами и нормами социального поведения), открыт и общителен, не стесняется быть в чѐм-то непохожим на других ребят, понимая и принимая индивидуальность себя и каждого. ‒ Уважительно относится к людям иной национальной принадлежности, культуре, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья. ‒ Умеет сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, стремится оказать посильную помощь, устанавливать хорошие отношения с другими людьми. ‒ Уметь ставить перед собой посильные цели и проявлять инициативу, действовать самостоятельно, без помощи старших. 22 Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: ‒ социально-коммуникативное развитие; ‒ познавательное развитие; ‒ речевое развитие; ‒ художественно-эстетическое развитие; ‒физическое развитие. Ценности воспитания, соотнесены с направлениями, отраженные в Рабочей программе воспитания не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты. Воспитание и обучение режимных моментов Режимные моменты занимают значительную часть времени пребывания детей в детском саду. Режимные моменты в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины мира, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку своей активности. «Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. «Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог). 23 «Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). Задачи: • сплочение детского коллектива; • формирование умения слушать и понимать друг друга; • формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; • обсуждение планов на день, неделю, месяц; • развитие умения выражать свои чувства и переживания публично. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: – когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; – эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; 24 регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач ДОО сосредоточивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: – ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; – организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; – формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. – 2.1.2. Социальное направление воспитания Ценности семьи, дружбы, человека и личности в команде лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детсковзрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. 25 Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создании условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1. Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач детского сада сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: – организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; – воспитывать у детей навыки поведения в обществе; – учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; – учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей; – организовывать коллективные проекты заботы и помощи; – создавать доброжелательный психологический климат в группе. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). 26 Направления деятельности воспитателя: – совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; – организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; – организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направления воспитания Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: 1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата; 2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни; 3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня. Направления деятельности воспитателя: – организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; – создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; – введение оздоровительных традиций в детском саду. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям окружающих людей. 27 Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в МБОУ. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, МБОУ «Кольцовская средняя школа »СП «Капитошка» сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: – формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; – формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; – формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; – включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном контакте с семьей. 2.1.5. Трудовое направление воспитания Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Можно выделить основные задачи трудового воспитания: 28 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; – воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; – предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; – собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; – связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. – 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания. формирование культуры общения, поведения, этических представлений; воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии на внутренний мир человека; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Основные направления воспитательной работы: учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, вежливости, 29 предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом); воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом детского сада; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя: ‒ учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; ‒ воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; ‒ воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; ‒ воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания ‒ становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: ‒ выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; ‒ уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь МБОУ; 30 ‒ организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; ‒ формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; ‒ реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Воспитание в МБОУ осуществляется на основе интериоризации (способности оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения) ценностей и смыслов, путем их усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с реализацией этих ценностей. Основой организации воспитательного процесса являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Результаты достижения по целевым ориентирам программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются основой для самодиагностики. Воспитательный процесс в МБОУ «Кольцовская средняя школа » СП «Капитошка» организуется в развивающей предметнопространственной среде, с использование образовательных зон на территории МБОУ (рекреации, коридоры, прогулочные участки) которые образует совокупность природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка, музейной педагогики. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Педагогическим коллективом созданы условия для: 31 ‒ свободного ориентирования в созданной среде; ‒ свободный доступ ко всем ее составляющим; ‒ самостоятельное действие и манипулирование в созданной среде, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через следующие формы работы как: ‒ оформление интерьера дошкольных помещений (групп, спален, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация; ‒ размещение на стенах МБОУ регулярно сменяемых экспозиций; ‒ озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство МБОУ на зоны активного и тихого отдыха; ‒ регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов по благоустройству различных участков присадовой территории (например, высадке культурных растений); ‒ акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах. Воспитательно-образовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Ежегодное участие в муниципальных (республиканских) проектах патриотической направленности возможность активировать всех участников образовательных отношений и создать благоприятный фундамент развития патриотических чувств, формирования предпосылок правильной гражданской позиции. В перечне особенностей организации воспитательного процесса отображаются: ‒ региональные и территориальные особенности социокультурного окружения МБДОУ; ‒ воспитательно-значимые проекты и программы, в которых уже участвует МБОУ, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные, отраслевые, кластерные и т.д.; ‒ воспитательно значимые проекты и программы, в которых МБОУ намерено принять участие, дифференцируемые по тем же признакам; 32 ‒ ключевые элементы уклада МБОУ в соответствие со сложившейся моделью воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений, следования традиции, ее уклада жизни; ‒ наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»; ‒ существенные отличия МБОУ от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике; ‒ общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре воспитательной работы в МБОУ; ‒ особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами МБОУ; ‒ наличие достижения выраженных эффектов воспитательной работы; ‒ степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т.д.; ‒ особенности МБОУ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Рабочей программы воспитания. Профессионально-родительская общность В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения МБОУ. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада МБОУ. В совместной работе с родителями (законными представителями) изменен формат взаимодействия родителей и воспитателей, специалистов: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, полноправными участниками воспитательного процесса. В общении с родителями активно используются дистанционные образовательные технологии. 33 Информационная оперативность и доступность общения обеспечивается в режиме общения групп, созданных в социальных сетях, электронной перепиской через почту детского сада. Структурно - функциональная модель взаимодействия детского сада и семьи Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела. Методы: - опрос, - анкетирование, - интервьюирование, - наблюдение, - изучение медицинских карт. Основная задача родителя - решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием. Формы взаимодействия: - практические занятия (взрослый-взрослый, взрослый – ребенок, ребенок – ребенок), - игровые тренинги, - семинары – практикумы -мастер-классы. Методы: - проигрывание моделированных ситуаций, взаимодействие, сотрудничество. Основная задача - количественный и качественный анализ эффективности мероприятий, которой проводится педагогами дошкольного учреждения. Формы взаимодействия: - родительские собрания - родительская конференция Методы: - повторная диагностика, опрос, наблюдения, - книги отзывов, - оценочные листы, - самоанализ педагогов, учет активности родителей и т.п. Методы рефлексии воспитательных приемов: Использование структурно-функциональной модели взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития ребенка позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы социального партнерства детского сада. 34 Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1) Обеспечение личностно развивающей предметнопространственной среды, в том числе современное материально- техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические, психолого-педагогические, нормативные, организационнометодические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО. 3.2 Взаимодействия взрослого с детьми. События МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка». Событие при реализации Рабочей программы воспитания – одна из форм совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но 35 для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие — это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы МБОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий предполагается в следующих формах: ‒ разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); ‒ проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; ‒ создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы, «День Космонавтики», День рождения «Капитошка» , «Театр в детском саду» — показ спектакля для детей , и т. д.). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. При планировании воспитательной деятельности прослеживается взаимосвязь со всеми документами регламентирующие образовательную деятельность в МБОУ: ‒ ООП МБОУ; ‒ Рабочая программа воспитания; ‒ Учебный план; ‒ Календарный учебный график; ‒ Рабочие программы педагогов и специалистов; ‒ Календарь значимых событий Российской Федерации, Республики Крым. 36 3.3. Организация предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда (далее — РППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику МБОУ и включает: ‒ оформление помещений; ‒ оборудование; ‒ игрушки. При этом: ‒ отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком; ‒ включает знаки и символы Российской Федерации, Республики Крым, города (поселка, села); ‒отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий; ‒ соответствует требованиям ФГОС ДОУ к РППС; ‒ обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности; ‒ отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; ‒ обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. ‒ возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде; ‒ обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; ‒ предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. Наименование Основные требования группа Групповые помещения оснащены детской мебелью, игрушками и пособиями отвечающей 37 Участок детского сада Музей народов Крыма ТСО, ИКТ гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра; Участки для прогулок, прогулочные веранды, спортивный участок, ограждение. Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений; Спортивный/музыкальный Кабинеты специалистов (учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог) Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихоло-га, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необхо-димости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; Выставочные тематические композиции декоративноприкладного искусства, макеты, предметы быта, литература, муляжи русского, украинского, крымскотатарского народов Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационнокоммуникационных технологий в воспитательнообразовательном процессе. 38 3.4. Кадровое обеспечение воспитательногопроцесса. Условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или группе. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей: -обеспечение эмоционального благополучия; -поддержка индивидуальности и инициативы -построение вариативного развивающего образования; Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка В целях эффективной реализации Программы созданы условия: Для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; Для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей; Для организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы Функционал, связанный с организацией и реализацией Наименование должности воспитательного процесса (в соответствии со штатным расписанием ОО) Заместитель управляет воспитательной деятельностью на уровне директора по ДО ДОУ; создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год; планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на учебный год; регулирование воспитательной деятельности в ДОУ; контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации 39 воспитательной деятельности в ДОУ). Педагог-психолог оказание психолого-педагогической помощи; осуществление социологических исследований обучающихся; организация и проведение различных видов воспитательной работы; – подготовка предложений по поощрению обучающихся и педагогов за активное участие в воспитательном процессе. Воспитатель обеспечивает занятие обучающихся творчеством, Музыкальный медиа, физической культурой; формирование у обучающихся активной руководитель Логопед-дефектолог гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ; – организация работы по формированию общей культуры будущего школьника; - внедрение здорового образа жизни; – внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса; –организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности; Помощник - совместно с воспитателем обеспечивает занятие воспитателя обучающихся творчеством, трудовой деятельностью; участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника; 40 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы. Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации рабочей программы воспитания в МБОУ «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» включает: ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Основные локальные акты: ‒ Образовательная программа МБОУ«Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» ‒ Годовой план учебно-воспитательной работы на учебный год ‒ Календарный учебный график; ‒Учебный план; ‒ Рабочая программа педагогов. - Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ) 3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Инклюзия (дословно ‒ «включение») ‒ это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: МБОУ инклюзивное образование — это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в МБОУ. На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда образовательного учреждения обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная 41 воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются: ‒ полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; ‒ построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; ‒ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; ‒ формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; ‒ активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются: ‒ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; 42 ‒ формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; ‒ обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; ‒ обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; ‒ расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; ‒ взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; ‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ‒ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Алгоритм воспитательной работы детей с ОВЗ . Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях детского сада являются: 1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; 2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; 4) налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; 5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; 7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 43 3.7. Примерный календарный план воспитательной работы. На основе рабочей программы воспитания составлен календарный план воспитательной работы. План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, которое формирует ценности. Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки определены цели и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. 44 Приложение 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Кольцовская средняя школа» СП «КАПИТОШКА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИНЯТА на Педагогическом совете протокол № 2 от 17.09.2021 г. УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Кольцовская средняя школа» от 17.09.2021 г №275 о/д Календарный план воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» село Кольцово Республики Крым на 2021-2022 учебный год . Календарный план воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кольцовская средняя школа» СП «Капитошка» село Кольцово Сакского района Республики Крым составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий ,проводимых педагогами в 2021-2022 учебном году. Реализация плана происходит по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО в соответствии с комплексно–тематическим планированием . Организация мероприятий проходит в совместном взаимодействии между детьми ,педагогами и родителями воспитанников. Напрвления воспитания: 1.Патриотическое направление воспитания; 2.Социальное направление воспитания; 3.Позновательное направление воспитания; 4.Физическое и оздоровительное направления воспитания; 5.Трудовое направление воспитания; 6.Этико-эстетическое направление воспитания 45 мес яц Се нт яб рь Срок проведе ния 1.09 № направл ения воспитан ия 6-7 27.09 4-7 Развлечение «День дошкольного работника 29.09 5-7 Спартакиада «Первые Большой спорт Группа раннего возраста Адаптацион ный период Возрастные группы Млад Разновозра Старш Подготовите шая стная ая льная групп группа группа группа а Развлечение день знаний шаги Развлечение по ПДД «Дорожные знаки наши друзья» 30.09 Викторина»День финансовой грамотности» Международный день 27.09 6-7 01.10 4-7 22.10 2-7 Выставка семейных поделок «Золотая осень» 29.10 3-7 Праздник осени 13.10 4-7 Конкурс рисунков «Дорога глазами детей» 5.11 6-7 03.11 5-7 18.11 4-7 «День рождения Дед Мороза» 22.11 1,6-7 «День рождения «Капитошки» Де ка бр ь 17.12 1,6-7 Выставка семейных поделок «Новогодняя игрушка» 27.1129.12 1,6-7 Новый год Ян ва рь 18.01 4-7 Ок тя бр ь Но яб рь в Конкурс рисунков» пожилого человека «Осенний КВН» Развлечение «День народного единства» Выставка детских рисунков «С физкультурой я дружу» 46 Фера в ль 21.02 4-7 День защитника Отечества 23.02 Ма рт Ап ре ль Ма й Выставка рисунков «На защите Родины» Интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?» 16.03 6-7 01.0307.03 1.6-7 04.03 2.6-7 01.04 4-7 «День смеха» 12.04 4-7 «День Космонавтики» 24.03 4-7 «Святая Пасха» 06.05 4-7 День Победы 16.05 5-7 Мамин праздник Развлечение «Масленица» Международный День Семьи Республиканский конкурс »Семейный Очаг» Конкурс рисунков «Мир глазами детей» 23.05 И юн ь И юл ь 01.06 4-7 10.06 6-7 21.07 5-7 Смотр рисунков на асфальте, посвященный дню защиты детей «Солнце светит всем детям на планете» «День России» «Ивана Купала» 47 48 Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)