6. Положение об организации наставничества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
протокол от 26.08.2025 г. г. № 13

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Кольцовская
средняя школа»
от 27.08.2025 г. № 219 о/д

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации наставничества
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кольцовская средняя школа»Сакского района Республики Крым
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в школе разработано
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 23 мая 2025 года,
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися», а также Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа»и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.2. ДанноеПоложение об организации наставничества в МБОУ «Кольцовская
средняя школа» определяет основные термины, цель, задачи, регламентирует
организацию деятельности программы наставничества и её результаты, устанавливает
права и обязанности наставника и наставляемого лица, а также документацию работы с
молодыми специалистами.
1.3. Под наставничеством в общеобразовательной организации понимают
разновидность индивидуальной учебно-воспитательной работы с впервые принятыми
педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных организациях, или со специалистами, назначенными на должность, по
которой не имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в школе выполняет роль систематической индивидуальной
работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого
специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким
образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и
применяет методики обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации.

1.5. Наставничество в образовательной организации руководствуется:

 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Трудовым кодексом Российской Федерации;
 настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими
вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов
школы.
2. Основные термины программы наставничества

2.1. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели наставничества
через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

2.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть
определен термином "обучающийся".
2.5. Наставник — участник программы организации наставничества в
общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного,
личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.

2.6. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет
(для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет),
имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по
трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и
квалификацией.
3. Цель и задачи наставничества в школе

3.1. Целью реализации наставничества в общеобразовательной организации является
создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации
педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
3.2. Основными задачами наставничества являются:

разработка и реализация мероприятий маршрута реализации целевой модели
наставничества;



разработка и реализация программ наставничества;

привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих
участие в программе наставничества в школе;


инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;


осуществление персонифицированного учета молодых специалистов и педагогов,
участвующих в программах наставничества;


проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества;



формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;

обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывной образовательной деятельности.


3.3. В соответствии с целью и задачами определяются следующие методы
наставничества:



интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);



мастер-класс;






проблемный и проектный;

демонстрация действий и поведения;

наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;
анализ практических ситуаций.

4. Организация
организации

программы

наставничества

в

общеобразовательной

4.1. Наставничество в школе осуществляется на основании приказа директора
общеобразовательной организации.
4.2. Руководство деятельностью наставников организует заместитель директора по
учебно-воспитательной работе и председатель Методического совета, в которых
реализуется наставничество.

4.3. Председатель Методического совета подбирает наставника из наиболее
подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый
жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом,
системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж
педагогической деятельности не менее трех лет по данному предмету.
4.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может
иметь одновременно не более двух наставляемых.

4.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях Методического
совета, согласовываются с директором школы или заместителем директора по УВР и
утверждаются на заседании Методического совета.

4.6. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с
обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих
должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора
школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к
молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника

издается не позднее одного месяца с момента назначения молодого специалиста на
определенную должность.

4.7. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательной организации:

 впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в общеобразовательных организациях;
 выпускниками очных высших и средних специальных учебных организаций,
прибывшими в образовательную организацию по распределению;
 выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных организациях;
 педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
 педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
4.8. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:



увольнения наставника;



привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;




перевода на другую работу наставника;

психологической несовместимости наставника и наставляемого;

письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным
причинам (в том числе, без указания причины).


4.9. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер. Специфика
этапов наставнической деятельности определяет особенности используемых им методов.
Содержание

Адаптационный

Этапы

Проектировочный

Задачи

Определить
сформированности
профессионально
значимых
качеств;
разработать
адаптационную
программу
профессионального
становления молодого
педагога

Сформировать
потребность
у
молодого учителя в
проектировании своего
дальнейшего
профессионального
роста,
в
совершенствовании
знаний,
умений
и
навыков, полученных в
ВУЗе

Формы

Индивидуальная

Индивидуальная,
коллективная

Рефлексивный

Сформировать
у
молодого
учителя
способность
и
стремление
к
рефлексии
собственной
деятельности,
умения критически
оценивать
процесс
профессионального
становления
и
развития,
самостоятельно
управлять
своим
профессиональным
развитием
Индивидуальная,
коллективная,
групповая

Средства
методы

и

Диагностика, посещение
наставником
уроков
молодого
учителя,
организация
их
самоанализа;
стимулирование
всех
форм
самостоятельности,
активности в учебном
процессе; формирование
навыков
самоорганизации,
позитивное
принятие
выбранной профессии.
Методы: репродуктивны
е,
наблюдение,
анкетирование, беседа

Работа над темами
самообразования,
планирование
методической работы,
выявление
индивидуального стиля
деятельности, создание
«Портфолио». Методы:
информационные
(лекции в «Школе
молодого
учителя»
педагогические чтения
и др.); творческие:
проблемные,
инверсионные;
наблюдение;
беседа;
анкетирование,
двойное
наставничество

Педагогическая
рефлексия, участие в
профессиональных
дискуссиях,
посещение и анализ
открытых
уроков,
развитие творческого
потенциала молодых
учителей, мотивация
участия
в
инновационной
деятельности.
Методы:
комплексные
(педагогические,
мастерские, мастерклассы, проблемноделовые,
рефлексивноделовые игры)

5. Результаты реализации программы наставничества в форме «Педагог —
молодой специалист»


5.1. Мониторинг наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации наставничества;

оценка мотивационно-личностного, компетентного,
участников, динамика образовательных результатов.


профессионального

роста

5.2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение
наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества.

5.3. Высокий уровень включенности наставляемого лица в педагогическую
деятельность, культурную жизнь школы, усиление уверенности в собственных силах и
развитие личного, творческого и педагогического потенциалов показывает уровень
результата реализации программы наставничества в общеобразовательной организации.
5.4. Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:

повышение уровня удовлетворенности всех участников программы
наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;


по

рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в
общеобразовательной организации;


качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах (группах), с
которыми работает наставляемое лицо;



сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

рост числа материалов деятельности участников программы наставничества: статей,
исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.


5.5. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится
наставником два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

6. Права и обязанности наставника в образовательной организации
6.1. Наставник обязан:

составить в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный
план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год) с учетом уровня
интеллектуального развития наставляемого, педагогической, методической и
профессиональной его подготовки по предмету, давать конкретные задания,
контролировать их выполнение;


содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями,
основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов
общеобразовательной организации;


оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и
способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;


выявлять
деятельности;


и

совместно

устранять

допущенные

ошибки

в

педагогической

в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения
совместно;


передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее
рациональным приемам и передовым методам работы;


быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления
недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;


проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении
имеющихся недостатков;


периодически докладывать директору школы о процессе адаптации наставляемого,
результатах его профессионального становления;


составлять и предоставлять директору анализ итогов выполнения индивидуального
плана обучения.


6.2. Наставник имеет право:

принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной
деятельностью наставляемого;


вносить предложения о
дисциплинарного воздействия;




применении

к

наставляемому

мер

поощрения

и

осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;
контролировать условия труда наставляемого.

7. Права и обязанности наставляемого в образовательной организации
7.1. Наставляемый обязан:

 регулярно посещать
индивидуальным планом;


встречи,

образовательные

события

в

соответствии

выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

с

 внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам
наставнической группы;

 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного выполнения функциональных обязанностей;

 проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в
профессиональной деятельности.
7.2. Наставляемый имеет право:

 вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации
работы наставнической пары/группы;
 пользоваться имеющейся нормативно-правовой,
учебно-методической литературой;

психолого-педагогической

и

 в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по
профессиональным вопросам;

 при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к
директору школы о замене наставника.
8. Контроль работы наставника в образовательной организации

8.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается на
заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:

представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ
о закреплении за ним наставника;


создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;


посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;


организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;


изучить, обобщить и распространить положительный
наставничества в общеобразовательной организации;



опыт

организации

определить меры поощрения наставников.

9. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами

9.1. Работу с молодыми педагогами регламентируют следующие документы:

 настоящее Положение об организации наставничества в школе;
 индивидуальный (внутришкольный) план работы наставника на год;
 приказ директора школы об организации наставничества;
 протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
 отчеты наставников, молодых педагогов;
 отчет по результативности работы с молодыми специалистами.
10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение об организации наставничества в школе является
нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную
деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в
действие) приказом директора общеобразовательной организации.

10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.

10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. данного
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».