3. Положение об индивидуальном учебном плане

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
протокол от 26.08.2025 г. г. № 13

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Кольцовская
средняя школа»
от 27.08.2025 г. № 219 о/д

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном учебном плане
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Кольцовская средняя школа»Сакского района Республики Крым
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
в школе по новым ФГОС НОО, ООО и СОО разработано в соответствии с:

 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 23 мая 2025 года,
 Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 4 марта 2025 года,
 Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении
ФГОС НОО» с изменениями от 22 января 2024 года,
 Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении
ФГОС ООО» с изменениями от 22 января 2024 года ,
 Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении ФГОС
СОО» с изменениями от 12 февраля 2025 года,
 Письмом ДОНМ от 28 октября 2022 года № 01-50/02-2762/22 «О направлении
Методических рекомендаций по разработке Положения о порядке обучения по
индивидуальному учебному плану»,
 Письмом Минпросвещения России от 26 февраля 2021 года № 03-205
«Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному
плану»,
 Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа» и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану,
устанавливает порядок обучения по индивидуальному плану в школе, определяет
требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования,

основного общего образования и среднего общего образования, регламентирует контроль
исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана, а также
регулирует финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение.

1.3. В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года №
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, в том
числе адаптированной, в порядке, установленном локальными нормативными актами
общеобразовательной организации.
1.4. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

1.5. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего
уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.

1.6. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом
срок
освоения
общеобразовательной
программы
может
быть
изменен
общеобразовательной организацией с учетом особенностей, образовательных
потребностей и интересов конкретного обучающегося.

1.7. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных
ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных
программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в
федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков
обучения невозможны.
2. Порядок обучения по индивидуальному плану

2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося
или группы обучающихся на основе учебного плана общеобразовательной организации и
в соответствии со спецификой и возможностями школы.

2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или
по заявлению совершеннолетнего обучающегося.

2.3. В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся
предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания
обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации
содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных
предметов, курсов, углублённое изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков
освоения основных образовательных программ и др.).
2.4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение учебного года до 15 мая.

2.5. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены
обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности
с момента ее образования.
2.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом директора общеобразовательной организации.

2.7. Индивидуальный учебный план утверждается решением Педагогического совета
общеобразовательной организации.

2.8. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного
года и ведется по расписанию занятий в соответствии с учетом максимально допустимой
учебной нагрузки составляет заместитель директора школа по учебно-воспитательной
работе и утверждает директор образовательной организации.
2.9. При построении индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных
предметов, курсов, иных компонентов, входящих в учебный план общеобразовательной
организации.

2.10. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный
учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных видов учебной деятельности или перераспределение количества часов,
направленных на их реализацию, и содержит формы промежуточной аттестации
обучающихся.
2.11. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего,
одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.12. Общеобразовательная организация может обращаться в центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи для получения методической
помощи в разработке индивидуальных учебных планов.

2.13. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в отдельных
классах (группах) школы, наполняемость которых устанавливается в соответствии с
требованиями санитарных норм и правил.
2.14. Реализация индивидуальных учебных планов на ступенях начального и
основного общего образования сопровождается тьюторской поддержкой, на уровне
среднего общего образования – классного руководителя.
2.15. Обучающиеся обязаны добросовестно выполнять индивидуальный учебный
план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные
занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания,
данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

2.16. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение
обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной
программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание),
осуществляются обучающимися в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой
образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и
устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях
совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока
предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для
решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с
планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.

2.17. Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими
работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических
особенностей, способностей и интересов обучающихся.

2.18. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
настоящим Положением, в том числе через информационные системы общего
пользования, осуществляется при приеме детей в общеобразовательную организацию.

2.19. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных
программ с использованием сетевой формы наряду с общеобразовательными
организациями, также могут участвовать научные организации, медицинские
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации,
обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной
деятельности по соответствующей образовательной программе.
2.20. Лицу, обучающемуся по индивидуальному плану, предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного фонда общеобразовательной организации, пользоваться предметными
кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать
обучение
в
общеобразовательной
организации
в
порядке,
определенном
общеобразовательной организацией и закрепленном в его Уставе.

2.21. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана проводятся в
рамках часов, отведенных на соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули).
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся устанавливается в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в классном
журнале.
2.22. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
индивидуальный учебный план. Государственная итоговая аттестация обучающихся по
индивидуальному учебному плану проводится в формах и в порядке, предусмотренных
законодательством.

3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего
образования
3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне
научно-технологического
развития
страны,
овладение
ими
современными
технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у
обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями
(далее – ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся
посредством реализации индивидуальных учебных планов.
3.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:


учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные
модули):

 Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение);
 Иностранный язык (Иностранный язык);
 Математика и информатика (Математика);
 Обществознание и естествознание («окружающий мир») (Окружающий мир);
 Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и
светской этики: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных
культур народов России», «Основы светской этики»);
 Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
 Технология (Труд (технология));
 Физическая культура (Физическая культура).
3.4. Для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3.5. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики»
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся [3, часть 5 пункта 32.1]. 3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года
не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов.
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным
учебным планам, срок получения начального общего образования может быть сокращен.

4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне
научно-технологического
развития
страны,
овладение
ими
современными
технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у
обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями
(далее – ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся
посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения
предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление
осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или)
направленности.
4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного
общего образования индивидуальный учебный план может предусматривать:


увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части, в том числе для их углубленного изучения;

введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности обучающихся, в том числе этнокультурные (с учетом возможностей
общеобразовательной организации);

организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы:











Русский язык и литература (Русский язык, Литература);
Иностранные языки (Иностранный язык, Второй иностранный язык);
Математика и информатика (Математика, Информатика);
Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
Естественнонаучные предметы (Физика, Химия, Биология);
Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
Технология (Труд (технология));
Основы безопасности и защиты Родины (Основы безопасности и защиты Родины);
Физическая культура (Физическая культура).

4.4. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и
информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика». Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы
по индивидуальному плану основного общего образования по учебному предмету
«Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты
освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика».

4.5. Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные
предметы» включает в себя учебные курсы «История России», «История нашего края» и
«Всеобщая история».

4.6. Для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.7.Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого
общеобразовательной организацией, осуществляется по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии
в школе необходимых условий.

4.8. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 часов и
более 5848 часов.
4.9. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет не более 5 лет. Для обучающихся с ОВЗ при обучении по
адаптированным программам основного общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего
образования может быть увеличен, но не более чем до 6 лет.
4.10. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения
основного общего образования может быть сокращен. Рекомендуемое уменьшение срока
освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более
1 года.

5. Требования
образования

к

индивидуальному

учебному

плану

среднего

общего

5.1. Общеобразовательная организация предоставляет обучающимся возможность
формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные
предметы, изучаемые на уровне среднего общего образования (на базовом или
углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся, а также обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких
профилей обучения (агротехнологический, естественно-научный, гуманитарный,
социально-экономический, технологический, универсальный).
5.2. Согласно ФГОС СОО, учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный
учебный план обучающегося должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский
язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология,
история, обществознание, география, основы безопасности и защиты Родины, физическая
культура).

5.3. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен
предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне
изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с
ней предметной области.

5.4. Условия реализации основной образовательной программы должны
обеспечивать
для
участников
образовательных
отношений
возможность
самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и
эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в
сотрудничестве с педагогами и сверстниками.
5.5. Индивидуальный учебный план среднего общего образования предусматривает
обязательное изучение следующих учебных предметов на базовом или углубленном
уровне:









Русский язык и литература (Русский язык, Литература);
Иностранные языки (Иностранный язык, Второй иностранный язык);
Математика и информатика (Математика, Информатика);
Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
Естественнонаучные предметы (Физика, Химия, Биология);
Основы безопасности и защиты Родины (Основы безопасности и защиты Родины);
Физическая культура (Физическая культура).

5.6. Изучение «Второго иностранного языка» осуществляется по заявлениям
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
и при наличии необходимых условий в школе.
5.7. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору обучающихся, предлагаемые общеобразовательной организацией в
соответствии со спецификой и возможностями данной организации.

5.8. Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах СОО
предусматривают:
замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная
физическая культура»;

включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной
работы.

5.9. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

5.10. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170
часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю).
5.12. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не
более 1 года.

6. Контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального
учебного плана

6.1. Общеобразовательная организация осуществляет контроль за освоением
общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по
индивидуальному учебному плану.
6.2. В компетенцию администрации общеобразовательной организации входит:

 разработка настоящего Положения о порядке обучения по индивидуальному
учебному плану;
 обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных
программ и контроль их выполнения;
 контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий
обучающимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не
реже 1 раза в месяц.
6.3. При организации обучения по индивидуальному
общеобразовательная организация имеет следующие документы:

учебному

плану

 заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
 решение Педагогического совета общеобразовательной организации;
 приказ директора общеобразовательной организации о переводе обучающегося на
обучение по индивидуальному учебному плану;
 расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями
(законными представителями) и утвержденное директором школы;
 журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
7. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение

7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
общеобразовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом
осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по
оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов.

7.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно
обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся,
осуществления их самостоятельной образовательной деятельности.
8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы

и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной
организации.

8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1 настоящего Положения.

8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».