МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
протокол от 26.08.2025 г. г. № 13
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Кольцовская
средняя школа»
от 27.08.2025 г. № 219 о/д
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кольцовская средняя школа»Сакского района Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Данное Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее Положение) разработано с целью
регламентации деятельности педагогического коллектива по образованию детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.3. Организация обучения лиц с ОВЗ производится в соответствии со следующими
документами:
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 23 мая 2025 года,
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от
31.05.2021 № 286;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от
31.05.2021 № 287;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от
17.05.2012 № 413,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с изменениями и дополнениями согласно Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2022г. № 955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (с изменениями и дополнениями согласно Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 8ноября2022г. № 955 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22
марта 2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» с изменениями от 4 марта 2025 года,
ПриказомМинобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с
изменениями и дополнениями);
ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа», а также другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе
получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального
общего, основного общего образования – на дому или в медицинских организациях, в
форме семейного образования
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:
– основные образовательные программы МБОУ «Кольцовская средняя школа»;
– адаптированные основные общеобразовательные
нарушений)МБОУ «Кольцовская средняя школа»
программы
(по
видам
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы.
Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой
тьютора (ассистента, помощника) МБОУ «Кольцовская средняя школа» на основании
рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора
обучающемуся с ОВЗ, установленной ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус
инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4. Адаптированная общеобразовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей)
и на основании рекомендаций ПМПК.
2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в МБОУ «Кольцовская средняя школа» создаются специальные условия для
получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие
в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания МБОУ «Кольцовская средняя
школа» и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ.
Доступность
предполагает:
образовательной
среды
МБОУ
«Кольцовская
средняя
школа»
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и
читального мест.
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах:
1. урочной и внеурочной деятельности;
2. с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
3. сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказами Минпросвещения,
Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена.
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в
порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (сразличными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным 4 программам».
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее образование, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена,
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной
форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ организовано совместно с другими
обучающимися (инклюзивно).
3.2. Количество учащихся, обучающихся инклюзивно в классе, определяется исходя
из максимального количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории учащихся
и вариантов программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФот
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3.3. При необходимости проводится коррекционная работа с детьми с ОВЗ. Такая
работа осуществляется на основе адаптированной общеобразовательной программы или
программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования.
3.4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ осуществляют
специалисты согласно заключению ПМПК. В случае отсутствия специалистов в штате
МБОУ «Кольцовская средняя школа», сопровождение детей с ОВЗ осуществляется
специалистами (психолог, дефектолог, логопед) с использованием сетевой формы
реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
3.5. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по
письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению
МБОУ «Кольцовская средняя школа» с письменного согласия родителей (законных
представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой
форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательной
деятельности МБОУ «Кольцовская средняя школа» при отсутствии медицинских
противопоказаний.
5. Права и обязанности
5.1. Права и обязанности работников МБОУ «Кольцовская средняя школа» при
организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются Уставом МБОУ «Кольцовская
средняя школа».
5.2. Родители (законные представители) имеют право: знакомиться с Уставом МБОУ
«Кольцовская средняя школа», настоящим Положением, расписанием занятий, другими
документами, регламентирующими организацию обучения обучающихся с ОВЗ;
защищать законные права ребенка; вносить предложения по составлению расписания
занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана
МБОУ «Кольцовская средняя школа», аргументировав необходимость, с учётом
способностей и интересов ребёнка; получать консультативную помощь специалистов
образовательной организации в вопросах коррекционно-развивающего обучения детей с
ОВЗ.
Родители (законные представители) обучающихся С ОВЗ ответственность за
создание необходимых условий для проведения индивидуальных занятий на дому, ставить
учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях режима.
5.3. Обучающийся обязан: соблюдать Устав МБОУ «Кольцовская средняя школа»;
соблюдать расписание занятий; выполнять требования учителей – предметников в период
занятий.
6. Заключительные положения.
6.1 Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с органом
самоуправления МБОУ «Кольцовская средняя школа». Положение вступает в силу с даты
его утвержденияруководителем МБОУ «Кольцовская средняя школа». Положение
утрачивает силу в случае принятия нового Положения. Вопросы, не урегулированные
настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим
законодательством РФ, Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа» и иными
локальными нормативными актами МБОУ «Кольцовская средняя школа».
6.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных в
локальных актах МБОУ «Кольцовская средняя школа»:
сотрудники МБОУ «Кольцовская средняя школа» несут ответственность в
соответствии с Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа», ТК РФ;
обучающиеся, их родители (законные представители), несут ответственность в
порядке и формах, предусмотренных законодательством РФ, локальными нормативными
актами МБОУ «Кольцовская средняя школа», Уставом МБОУ «Кольцовская средняя
школа».