МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
протокол от 26.08.2025 г. г. № 13
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Кольцовская
средняя школа»
от 27.08.2025 г. № 219 о/д
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации индивидуального обучения на дому детей
с ограниченными возможностями здоровья
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кольцовская средняя школа»Сакского района Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
разработано в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г
№273-ФЗ с изменениями от 23 мая 2025 года,
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016
года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на
обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
на основании Методических рекомендаций по организации обучения на дому
детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10
декабря 2012 г. № 07 –832,
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об
обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года,
а также Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа» и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение об индивидуальном обучении детей на дому разработано в
целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в
длительном лечении, в том числе детьми-инвалидами, по основным образовательным
программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками образовательных
отношений.
1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (ст.5), для реализации права каждого человека на образование
федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые
условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации,
обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования организуется на дому.
1.5. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию
здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением
здравоохранения.
1.6. Основными задачами индивидуального обучения являются:
обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации
образовательной деятельности;
реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения
заболевания, рекомендаций лечебного учреждения.
1.7.
Обучающиеся,
осваивающие
общеобразовательные
программы
по
индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
1.8. Утверждение программы обучения осуществляется на основании психологомедико-педагогических рекомендаций и утверждается приказом директора школы.
1.9. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том
числе детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения, индивидуальное и (или) групповое обучение,
использование
электронных
образовательных
ресурсов
и
дистанционных
образовательных технологий в соответствии с законодательством.
2. Организация индивидуального обучения детей на дому
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует
индивидуальное обучение детей на основании следующих документов:
заявления родителей (законных представителей);
медицинского заключения лечебного учреждения;
приказа Управления образования района;
приказа по школе.
2.2. Образовательная организация согласовывает с родителями (законными
представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.3. Освоение Федеральной основной образовательной программы (ФООП), в том
числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины
образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией
обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, Положением о
промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями
(законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем
директора на основе базисного учебного плана, индивидуальных учебных планов в
соответствии с основными санитарно-гигиеническими требованиями. Расписание
согласовывается с родителями и утверждается руководителем организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не
менее:
в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется
организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических
особенностей, интересов детей, медицинских показаний. Такие предметы как ИЗО,
музыка, МХК, ОБЗР изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по
желанию ребёнка).
2.8. Решение о переводе детей, обучающихся на дому, в следующий класс принимает
Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных
учебных программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок.
2.9. Обучающийся, не освоивший Федеральную рабочую программу (ФРП) по
одному предмету, переводится в следующий класс условно и ликвидирует академическую
задолженность в течение следующего учебного года.
2.10. Обучающиеся на дому, не освоившие Федеральные рабочие программы
учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам,
оставляются на повторное обучение.
2.11. Обучающиеся на дому, освоившие образовательные программы основного
общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по
всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения
Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных
программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная
итоговая аттестация в порядке, формах и сроки, установленные законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы
государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX
класса - аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса - аттестат о
среднем общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Кадровый состав
3.1. При назначении учителей, работающих с обучающимися, которые по состоянию
здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, преимущественно
отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным причинам
организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно,
то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в
данной организации.
3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с
учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником
другим учителем.
4. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому
4.1. Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется обучающимся
бесплатно в пределах:
в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
4.2. Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания
обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая
оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.
4.3. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом
кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим
учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с
родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с
указанием точного времени.
4.4. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации,
обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями
(законными представителями).
4.5. В случае производственной необходимости в расписание занятий могут
вноситься коррективы, и время занятий может измениться.
4.6. В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который
передается в бухгалтерию.
5. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемой
в форме индивидуального обучения на дому
5.1. Обучающийся имеет право:
на получение полного общего образования в соответствии с государственным
стандартом;
на уважение своего человеческого достоинства, свободы совести, свободы
выражения собственных взглядов и убеждений;
на моральное поощрение за успехи в учении;
на участие в культурной жизни класса и школы (по возможности);
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки.
5.2. Обучающийся обязан:
соблюдать
требования
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность;
добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
уважать честь и достоинство работников образовательной организации;
соблюдать расписание занятий;
согласно индивидуальному расписанию быть готовым к занятиям на дому;
вести дневник.
5.3. Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права ребенка;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в управление образования;
присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с
разрешения руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;
вносить предложения по составлению расписания занятий;
получать консультативную помощь специалистов образовательной организации в
вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего ребенка.
5.4. Родители (законные представители) обязаны:
выполнять
требования
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность;
поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности
режима дня ребенка;
создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
своевременно, в течение дня информировать организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении
занятий после болезни;
контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.
5.5. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (ст. 47 п. 3).
5.6. Учитель обязан:
выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов детей;
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой;
знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних
занятий;
не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий;
своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, в котором
указываются дата занятия, тема и содержание пройденного материала, количество
проведенных часов, домашнее задание и отметки о текущей успеваемости, результатах
промежуточной аттестации; один раз в месяц предоставлять его на подпись родителям
(законным представителям);
выставлять оценки в дневник обучающегося;
систематически вносить данные об успеваемости обучающегося в классный
журнал.
5.7. Классный руководитель обязан:
поддерживать контакт с обучающимися и родителями, выявлять особенности
обучающихся и состояние здоровья больных детей; при необходимости обращаться к
администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность;
вносить сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном обучении, в
классный журнал.
5.8. Администрация обязана:
на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней
подготовить и издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося;
составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями
расписание занятий;
контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение
журнала учета индивидуального обучения обучающихся;
контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся,
оформление документации не реже 1 раза в четверть;
обеспечивать своевременный подбор и замену учителей.
6. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий
6.1. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий
производится на основании Положения о ведении школьной внутренней документации,
утвержденного директором.
6.2. В классных журналах на предметных страницах у обучающегося на дому,
делается запись «обучение на дому, приказ от____________ № __», отметки на эти
страницы за период обучения на дому не выставляются. В классные журналы
соответствующего класса выставляются только отметки четвертные, полугодовые,
годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому. В
классный журнал, в котором есть обучающийся на дому, вкладывается копия приказа. Все
отметки обучающегося на дому вносятся также и в электронный журнал.
6.3. В случае частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения
на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа и выносится
решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного или
утерянного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает
решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные
восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: тетради
обучающегося, поурочные и тематические планы.
лет.
6.4. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве организации 5
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.