МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМО
на заседа
МБОУ «
протокол
ПОЛОЖЕНИЕ
об основных образовательных программах
общего образования, реализуемых в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении«Кольцовская средняя школа»Сакского
района Республики Крым, осуществляющей образовательную деятельность
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах (ООП) общего
образования, реализуемых в школе, разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 23 мая 2025 года [1],
Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении
ФГОС НОО» с изменениями от 22 января 2024 года [2],
Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении
ФГОС ООО» с изменениями от 22 января 2024 года [3],
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении ФГОС
СОО» с изменениями от 12 февраля 2025 года [4],
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» с изменениями от 8 ноября 2022 года [5],
Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам НОО, ООО, СОО» с
изменениями от 4 марта 2025 года [6],
-приказом Минпросвещения России № 372 от 18 мая 2023 года «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (с
изменениями , внесенными приказом 704 от 9.10.2024 )
приказом Минпросвещения России № 370 от 18 мая 2023 года «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования(с изменениями ,
внесенными приказом 704 от 9.10.2024 )
-приказом Минпросвещения России № 371 от 18 мая 2023 года «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (с изменениями ,
внесенными приказом 704 от 9.10.2024 );
Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа» и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение об ООП в школе регламентирует порядок разработки в
соответствии ФГОС, утверждения, изменения и оценки, а также основные требования к
оформлению основных образовательных программ общего образования (НОО, ООО и
СОО) и адаптированных основных образовательных программ, реализуемых в
общеобразовательной организации.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность
обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии,
специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня
образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования [1, часть 6 статьи 2];
общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и
приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний,
умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в
обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
[1, часть 11 статьи 2]. Общее образование в образовательной организации реализуется по
уровням: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование [1, часть 4 статьи 10];
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических
условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» случаях в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации [1, часть 9
статьи 2];
федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая
документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный
план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые
объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы [1, часть
10_1 статьи 2];
адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц [1, часть 28 статьи 2];
рабочая программа – это программа, разработанная на основе федеральных или
авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения и другие. Рабочая программа предназначена для
реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося,
определенными ФГОС по конкретному предмету (курсу) учебного плана
общеобразовательной организации. Разработка рабочей программы относится к
компетенции общеобразовательной организации и осуществляется педагогом или рабочей
группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности
методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах,
группах) школы;
участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их
представители, общеобразовательные организации [1, часть 31 статьи 2];
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий [1, часть 16 статьи 2];
специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами
(детьми-инвалидами) – условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие
адаптацию содержания образования и включающие в себя использование
адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания,
учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние
их здоровья; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими
материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и
индивидуального пользования; обеспечение предоставления услуг ассистента
(помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского
жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических
работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии; обеспечение доступа в здания и помещения общеобразовательных организаций
и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно
или затруднено [1, часть 3 статьи 79];
учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1,
часть 22 статьи 2].
1.4. Общеобразовательная организация при разработке настоящего Положения об
основной образовательной программе руководствуется:
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (с
изменениями от 9 октября 2024 года);
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (с
изменениями от 9 октября 2024 года);
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (с изменениями
от 9 октября 2024 года);
приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 года № 874 «Об
утверждении
Порядка
разработки
и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных программ».
1.5. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» образовательные программы определяют содержание образования.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной
и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и
развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе традиционными
российскими духовно-нравственными и социокультурными ценностями [1, часть 1 статьи
12].
1.6. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются
утверждаются общеобразовательными организациями [6, часть 1 пункта 11].
и
1.7. Основные образовательные программы (далее – ООП), реализуемые в
общеобразовательной организации, разрабатываются отдельно по каждому уровню
образования:
основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО);
основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО);
основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО).
1.8. Для обучающихся с ОВЗ разрабатываются и утверждаются адаптированные
основные образовательные программы (далее – АООП) в соответствии с Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программой.
1.9. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные
программы в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными
программами. Содержание и планируемые результаты разработанных школой
образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФООП [6, часть 2 пункта 11].
1.10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего,
среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной
программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном
учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится
государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том
числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и
профильное обучение. Указанное перераспределение времени на изучение учебных
предметов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов к предметным результатам по всем учебным предметам [6,
часть 3 пункта 11].
1.11. При разработке образовательных программ организации, осуществляющие
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию
общеобразовательным программам, применяют ФООП, утвержденные до начала нового
учебного года. Федеральные основные общеобразовательные программы, утвержденные
позднее указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных
программ года, следующего за годом утверждения соответствующих ФООП [6, часть 4
пункта 11].
1.12. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации»
общеобразовательные организации, указанные в пункте 1.9 настоящего Положения,
вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных
образовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а
также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального
календарного учебного графика, и (или) не указанных в п.1.15 настоящего Положения
федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) [1,
часть 6_4 статьи 12].
1.13. При применении ФООП в школе соответствующая учебно-методическая
документация не разрабатывается [1, часть 6_4 статьи 12].
1.14. Федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с
учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения
отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе ФГОС и утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом
исполнительной власти [1, часть 6_5 статьи 12].
1.15. При разработке ООП общеобразовательная организация предусматривает
непосредственное применение:
при реализации обязательной части образовательной программы начального
общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:
«Русский язык»;
«Литературное чтение»;
«Окружающий мир»;
«Труд (технология)»;
при реализации обязательной части образовательных программ основного общего
образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:
«Русский язык»;
«Литература»;
«История»;
«Обществознание»;
«География»
«Основы безопасности и защиты Родины»;
«Труд (технология)»;
при реализации обязательной части образовательных программ среднего общего
образования федеральных рабочих программ по учебным предметам:
«Русский язык»;
«Литература»;
«История»;
«Обществознание»;
«География»
«Основы безопасности и защиты Родины».[1, часть 6_3 статьи 12]
1.16. Общеобразовательные организации при реализации образовательных программ
свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а
также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1, часть 2 статьи 28].
1.17. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
оценочные и методические материалы, федеральную рабочую программу воспитания и
федеральный календарный план воспитательной работы [6, часть 1 пункта 12].
1.18. Общеобразовательная организация вправе наряду с мероприятиями,
включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные
мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания [6, часть 4 пункта 12].
1.19. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей
образовательной программы (профильное обучение) [6, часть 1 пункта 13].
1.20. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ
или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме
практической подготовки [6, часть 2 пункта 13].
1.21. С целью удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся,
слабо
владеющих
или
не
владеющих
русским
языком,
общеобразовательная
организация
вправе
включить
в
учебный
план
общеобразовательной программы курсы, дисциплины (модули), а также реализовывать
дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме,
необходимом для освоения ООП [6, часть 3 пункта 13].
1.22. Для определения потребности в организации курсов, дисциплин (модулей), а
также в реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению
русского языка проводится диагностика обучающихся на уровень владения русским
языком в порядке, установленном локальным нормативным актом общеобразовательной
организации [6, часть 4 пункта 13].
1.23. Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Общеобразовательная организация может использовать сетевую форму реализации
общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных
образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или)
направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ
обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с
использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации
общеобразовательных программ осуществляется на основании договора между
указанными организациями [6, пункт 16].
1.24. Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации [6, часть 1 пункта 18]. 1.25.Положение доводится до сведения
педагогических работников, обучающихся общеобразовательной организации и их
родителей (законных представителей) путем размещения его на официальном сайте в
информационно-коммуникационной сети «Интернет».
2. Порядок разработки и утверждения ООП/АООП
2.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает ООП/АООП с
учетом её особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей), социума.
2.2. ООП/АООП разрабатывается отдельно для каждого уровня общего образования
с учетом специфики организации образовательной деятельности и возрастных
особенностей обучающихся определенного школьного возраста.
2.3. Сроки разработки ООП/АООП
устанавливаются самостоятельно.
общеобразовательной
организацией
2.4. ООП для начального общего, основного общего и среднего общего образования
(НОО, ООО, СОО) разрабатываются на основе ФГОС и ФОП соответствующего уровня
образования, настоящего Положения [1, часть 6_1 статьи 12].
2.5. АООП разрабатываются по каждому виду ОВЗ для каждого уровня образования
на основе ФГОС соответствующего уровня образования, в том числе ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ФАОП и настоящего Положения.
2.6.
В
целях
обеспечения
реализации
программы
ООП/АООП
в
общеобразовательной организации для участников образовательных отношений должны
создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения планируемых результатов освоения программы начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе
адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ;
развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей
и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию
урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно
полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного
образования и профессиональной деятельности;
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшему успешному образованию и
ориентации в мире профессий;
формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся,
основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных
силах Российской Федерации;
индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации
индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной работы
обучающихся при поддержке педагогических работников;
участия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и педагогических работников в проектировании ООП и условий ее
реализации, учитывающих особенности развития и возможности обучающихся;
организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций,
располагающих ресурсами, необходимыми для реализации программ ООП, которое
направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности;
выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную
деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных
форм деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций,
обладающих ресурсами, необходимыми для реализации ООП и иных видов
образовательной деятельности, предусмотренных программами НОО, ООО, СОО;
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих
соревнований,
научно-технического
творчества
и
проектно-исследовательской
деятельности;
выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания
межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических
работников в разработке программы НОО, ООО, СОО, проектировании и развитии в
школе социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных
планов;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части программы
НОО, ООО, СОО, формируемой участниками образовательных отношений, в
соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей),
особенностями
развития
и
возможностями
обучающихся,
спецификой
общеобразовательной организации, и с учетом национальных и культурных особенностей
субъекта Российской Федерации;
использования в образовательной деятельности современных образовательных и
информационных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и
развитие различных форм наставничества;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников;
включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней
социальной среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской
Федерации) формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализации социальных проектов и программ, в том числе в качестве волонтеров;
формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и
творческой деятельности;
развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и
осуществления нравственного выбора;
формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
обновления содержания программы НОО, ООО, СОО, методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом национальных
и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного использования профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников общеобразовательной организации,
повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой
компетентности;
эффективного управления общеобразовательной организацией с использованием
ИКТ, а также современных механизмов финансирования реализации программ НОО,
ООО, СОО.[2, пункт 34.2; 3, пункт 35.2; 4, пункт 21]
2.7. Разработанные ООП/АООП должны обеспечивать достижение обучающимися
результатов их освоения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
2.8. Нормативный срок освоения образовательных программ составляет:
ООП НОО – четыре года [2, часть 1 пункта 17];
ООП ООО – пять лет [3, часть 1 пункта 17];
ООП СОО – два года [4, часть 4 пункта 2].
Нормативный срок освоения АООП для детей с ограниченными возможностями
может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Для лиц, обучающихся по
индивидуальным учебным планам, срок получения НОО и ООО может быть сокращен [2,
часть 2 пункта 17; 3, часть 3 пункта 17].
2.9. Для всех форм получения образования (очной, очно-заочной, заочной)
разрабатывается общая ООП/АООП.
2.10. В целях разработки ООП/АООП издается приказ о создании рабочей группы и
распределении между участниками рабочей группы зон ответственности. Ответственным
за разработку и формирование ООП/АООП назначается заместитель директора по
учебной работе.
2.11. В рабочую группу входят:
2.11.1. Административные работники (заместители директора по учебновоспитательной работе и в случае необходимости иные педагогические работники, в чьи
должностные обязанности входит административная работа, связанная с организацией
деятельности по реализации ООП на всех уровнях образования). В зону ответственности
административных работников входит разработка учебного плана, плана внеурочной
деятельности, а также всех разделов ООП/АООП, предусмотренных ФГОС.
2.11.2. Педагогические работники (учителя, воспитатели, педагоги-психологи,
педагоги-логопеды, педагоги-дефектологи, педагоги дополнительного образования,
педагоги-организаторы и иные педагогические работники, участие которых
целесообразно). В зону ответственности педагогических работников входит разработка
рабочих программ учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной
деятельности, программы коррекционной работы и иных отдельных разделов
ООП/АООП.
2.12. При разработке ООП/ АООП рекомендуется соблюдать следующий порядок:
разработка учебного плана (учебных планов), плана (планов) внеурочной
деятельности ООП/АООП и календарного учебного графика;
разработка проектов рабочих программ учебных дисциплин и образовательных
программ внеурочной деятельности;
обсуждение проектов рабочих программ учебных дисциплин и внеурочной
деятельности на Методическом совете, их доработка и согласование руководителями
предметных кафедр и заместителем директора по учебной работе;
подготовка аннотаций рабочих программ учебных дисциплин и внеурочной
деятельности для размещения на сайте общеобразовательной организации;
подготовка проектов программ коррекционной работы, программы воспитания и
иных компонентов, предусмотренных ФГОС;
обсуждение проектов программ коррекционной работы, программы воспитания и
иных компонентов на Методическом совете, их доработка и согласование заместителем
директора по учебной работе / заместителем директора по воспитательной работе;
подготовка проекта ООП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС к структуре
ООП (пояснительная записка, целевой раздел, содержательный, организационный);
обсуждение проекта ООП/АООП на Методическом совете, доработка;
обсуждение и согласование ООП/АООП на Педагогическом совете —
коллегиальном органе управления общеобразовательной организацией;
утверждение ООП/АООП директором общеобразовательной организации (при
делегировании полномочий – заместителем директора по учебной работе);
подготовка аннотации и описания ООП/АООП для размещения на сайте
общеобразовательной организации.
2.13. Порядок разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности,
являющихся
частью
ООП/АООП,
регламентируется
локальными
актами
общеобразовательной организации, в том числе Положением о рабочих программах и
календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов.
2.14. Рабочая программа учебного предмета разрабатывается учителем по
определенному учебному предмету на основе утвержденного учебного плана
ООП/АООП, требований ФГОС и ФОП. Рабочие программы учебных предметов должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП.
2.15. Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на
основе утвержденного плана внеурочной деятельности и требований к результатам
освоения ООП/АООП с учетом требований ФГОС. Рабочие программы курсов
внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов
освоения ООП/АООП.
2.16. Утверждается ООП/АООП директором школы после рассмотрения
(обсуждения) данной образовательной программы на Методическом совете и ее
согласования на заседании Педагогического совета до начала нового учебного года.
2.17. Педагогические работники несут ответственность за реализацию не в полном
объеме ООП/АООП в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Структура ООП/АООП
3.1. ООП/АООП содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений [2, пункт 24; 3, пункт 25; 4, часть 1 пункта 15]. Соотношение
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений,
устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС по каждому уровню образования.
3.2. ООП/АООП каждого уровня образования должны содержать следующие
разделы:
целевой;
содержательный;
организационный.[2, пункт 29; 3, пункт 30; 4, часть 1 пункта 14]
3.3. Содержание и структура ООП начального общего образования 3.3.1.
Содержание ООП НОО
3.3.1.1. В соответствии с требованиями ФГОС НОО ООП НОО определяет
содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального
общего образования и направлена:
на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие обучающихся,
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.[пункт 14 приказа Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373]
3.3.1.2. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня,
предлагаемого общеобразовательной организацией. При этом от общего объема основной
образовательной программы начального общего образования:
обязательная часть основной образовательной программы начального общего
образования – составляет 80%;
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20%.[2, пункты 24
и 25]
3.3.1.3. Основная образовательная программа начального общего образования
реализуется через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности в
соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и Гигиеническими
нормативами. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения ООП НОО с учетом обязательных для изучения
учебных предметов. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения ООП НОО с учетом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
общеобразовательной организацией [2, часть 1 пункта 26].
3.3.2. Структура ООП НОО
3.3.2.1. Целевой раздел основной образовательной программы начального общего
образования определяет: общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы начального общего образования, а
также способы определения достижения этих целей и результатов, и включает [2, пункт
30]:
а) пояснительную записку. Пояснительная записка раскрывает:
цель реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
ФГОС к результатам освоения обучающимися программы начального общего
образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП начального общего
образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику основной образовательной программы начального общего
образования.[2, пункт 30.1]
б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО должны:
обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;
являться содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами,
определяющими организацию образовательной деятельности в школе по определенному
учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному
модулю;
рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом,
определяющим
комплекс
основных
характеристик
воспитательной
работы,
осуществляемой в общеобразовательной организации;
программы формирования универсальных учебных действий обучающихся –
обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных
предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы
начального общего образования;
системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего
образования;
в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической
литературы.[2, часть 1 пункта 30.2]
в) система оценки достижения планируемых результатов освоения детьми основной
образовательной программы начального общего образования должна:
отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов
оценочной деятельности;
ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и
формирование универсальных учебных действий в обучающихся;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы
начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и
метапредметных результатов;
предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве
подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.[2,
пункт 30.3] 3.3.2.2.
Содержательный раздел основной образовательной программы начального общего
образования определяет: общее содержание начального общего образования и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания.[2, пункт 31]
3.3.2.3. Организационный раздел ООП НОО определяет: общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы начального общего образования и включает [2, пункт 32]:
а) учебный план начального общего образования. Учебный план обеспечивает
реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение
государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и
изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа
государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка
как родного языка. В учебный план входят следующие обязательные для изучения
предметные области, учебные предметы (учебные модули):
Предметные области
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык и литературное Русский язык, Литературное чтение
чтение
Родной язык и литературное Родной язык и (или) государственный язык
чтение на родном языке
республики Российской Федерации, Литературное
чтение на родном языке
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и информатика
Математика
Обществознание и естествознание Окружающий мир
(«окружающий мир»)
Основы религиозных культур и Основы религиозных культур и светской этики:
светской этики
учебный
модуль:
«Основы
православной
культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской
культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской
культуры»; учебный модуль: «Основы исламской
культуры»;
учебный
модуль:
«Основы
религиозных культур народов России»; учебный
модуль: «Основы светской этики»
Искусство
Изобразительное искусство, Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики»
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
общеобразовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том
числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы [2, пункт 32.1];
б) план внеурочной деятельности определяет формы организации и объем
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального
общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей общеобразовательной
организации [2, пункт 32.2];
в) календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
начального общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее – каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается общеобразовательной организацией
в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями [2, пункт 32.3].
г) календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
общеобразовательной организацией или в которых школа принимает участие в учебном
году или периоде обучения [2, пункт 32];
д) характеристику условий реализации программы начального общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС [2, пункт 32].
3.4. Содержание и структура ООП основного общего образования
3.4.1. Содержание ООП ООО 3.4.1.1. ООП ООО определяет цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении основного общего образования и направлена на формирование общей
культуры,
духовно-нравственное,
гражданское,
социальное,
личностное
и
интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование,
обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [часть 1 пункт 13 приказа
Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897].
3.4.1.2. ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений за счёт включения в учебные планы учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией. Обязательная часть
основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а
часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объёма
основной образовательной программы основного общего образования [3, пункты 25 и 26].
3.4.1.3. Программы основного общего образования, в том числе адаптированные,
реализуются Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и
внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиям. Урочная деятельность направлена на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения ООП ООО с учетом обязательных для
изучения учебных предметов. Внеурочная деятельность направлена на достижение
планируемых результатов освоения ООП ООО с учетом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого общеобразовательной организацией [3, пункт 27].
3.4.1.4. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП
ООО предусматриваются:
учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности);
учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и
интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
[3, часть 2 пункта 29]
3.4.1.5. Разработанная общеобразовательной организацией ООП ООО должна
обеспечивать
достижение
обучающимися
результатов
освоения
основной
образовательной программы основного общего образования в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС данного уровня образования [3, часть 1 пункта 29].
3.4.2. Структура ООП ООО
3.4.2.1. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает [3, пункт 31]:
а) пояснительную записку. Пояснительная записка должна раскрывать:
цель реализации ООП ООО, в том числе адаптированной, конкретизированные в
соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП ООО, в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику программы основного общего образования.
[3, пункт 31.1]
б) планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего
образования. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО, в том числе
адаптированной, должны:
обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
являться содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
рабочей программы воспитания;
программы формирования универсальных учебных действий обучающихся –
обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных
предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы
основного общего образования;
системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего
образования;
в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП ООО
определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой
аттестации [3, пункт 31.2].
в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, в том числе
адаптированной, должна:
отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов
оценочной деятельности;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП ООО,
позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и
форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических,
командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки,
взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения
навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий;
предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве
подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО, в том числе
адаптированной, должна включать описание организации и содержания: промежуточной
аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки
проектной деятельности обучающихся [3, части 1 и 2 пункта 31.3].
3.4.2.2. Содержательный раздел ООП ООО, в том числе адаптированной, включает
следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
программу формирования универсальных учебных действий;
рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел ООП ООО должна быть включена программа
коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ [3, пункт 32].
3.4.2.3. Организационный раздел ООП ООО, в том числе адаптированной, должен
определять общие рамки организации образовательной деятельности, организационные
механизмы и условия реализации программы основного общего образования.
Организационный раздел включает [3, пункт 33]:
а) учебный план ООП ООО, в том числе адаптированной, обеспечивает реализацию
требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к
организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение
государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и
изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа
государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка
как родного языка. В учебный план входят следующие обязательные для изучения
предметные области и учебные предметы:
Предметные области
Русский язык и литература
Родной язык и родная литература
Учебные предметы
Русский язык, Литература
Родной язык и (или) государственный язык
республики Российской Федерации, Родная
литература
Иностранный язык
Иностранный язык, Второй иностранный язык
Математика и информатика
Математика, Информатика
Общественно-научные предметы
История, Обществознание, География
Естественно-научные предметы
Физика, Химия, Биология
Искусство
Изобразительное искусство, Музыка
Технология
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты Основы безопасности и защиты Родины
Родины
Физическая культура
Физическая культура
Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика»
включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного
общего образования по учебному предмету «Математика» в рамках государственной
итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «История»
предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы
«История России», «История нашего края» и «Всеобщая история».
Для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Изучение
второго
иностранного
языка
из
перечня,
предлагаемого
общеобразовательной организацией, осуществляется по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии
в школе необходимых условий.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может
составлять менее 5338 академических часов и более 5848 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
общеобразовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том
числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ [3, пункт 33.1];
б) план внеурочной деятельности определяет формы организации и объем
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного
общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей общеобразовательной
организации. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть
предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся. В целях реализации плана
внеурочной деятельности общеобразовательной организацией может предусматриваться
использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного
образования, профессиональные образовательные организации, образовательные
организации высшего образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации [3, пункт 33.2];
в) календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
основного общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее – каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается общеобразовательной организацией
в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями [2, пункт 33.3].
г) календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
общеобразовательной организацией или в которых школа принимает участие в учебном
году или периоде обучения [3, пункт 332];
д) характеристику условий реализации программы основного общего образования, в
том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС [3, пункт 33].
3.5. Содержание и структура ООП среднего общего образования
3.5.1. Содержание ООП СОО 3.5.1.1. ООП СОО определяет цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении среднего общего образования и реализуется общеобразовательной
организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Санитарными
правилами и нормами [4, часть 1 пункта 13].
3.5.1.2. ООП СОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть ООП СОО составляет 60% от общего
объема образовательной программы среднего общего образования, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40% [4, части 1 и 3 пункта 15].
3.5.1.3. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП
СОО предусматриваются:
учебные предметы курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
[4, часть 4 пункта 15]
3.5.1.4. Разработанная общеобразовательной организацией ООП СОО должна
обеспечивать достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС [4, часть 1 пункта 16].
3.5.2. Структура ООП СОО 3.5.2.1. Целевой раздел ООП СОО определяет общее
назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной
программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и
включать [4, часть 2 пункта 14]:
а) пояснительную записку; Пояснительная записка должна раскрывать:
цели
и
задачи
реализации
основной
образовательной
программы,
конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС СОО к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы;
принципы и подходы к формированию основной образовательной программы;
общую характеристику основной образовательной программы;
общие подходы к организации внеурочной деятельности;[4, пункт 18.1.1]
б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО. Планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны:
обеспечивать связь между требованиями ФГОС СОО, образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной
программы;
являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов, курсов, рабочих программ курсов внеурочной
деятельности, программы развития универсальных учебных действий, рабочей программы
воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО;[4, часть 1
пункта 18.1.2]
в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы должна:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной
на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов,
условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательную деятельность на реализацию требований к
результатам освоения основной образовательной программы;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в
процессе освоения основной общеобразовательной программы;
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно
дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения, испытания (тесты) и иное);
позволять
использовать
результаты
итоговой
оценки
выпускников,
характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, при оценке деятельности общеобразовательной организации,
педагогических работников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы должна включать описание: организации и форм
представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках
урочной и внеурочной деятельности; организации, содержания и критериев оценки
результатов по учебным предметам, выносимым на государственную итоговую
аттестацию; организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов
оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся [4, пункт
18.1.3].
3.5.2.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего
общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий при получении среднего
общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности;
рабочую программу воспитания;
программу коррекционной работы, включающую организацию работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.[4, часть 3
пункта 14]
3.5.2.3. Организационный раздел должен определять общие рамки организации
образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной
программы. Организационный раздел должен включать [4, части 4 и 5 пункта 14]:
а) учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов
реализации ООП СОО. Учебный план является одним из основных механизмов,
обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Основная
образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в
том числе учебные планы различных профилей обучения.
Учебный план формируется с учетом профиля получаемой специальности за счет
введения профильных предметов, соответствующих по содержанию, целям и задачам,
требованиям пунктов 7.1 и 8.1 ФГОС СОО.
Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков
республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской
Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по
классам (годам) обучения. Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС
СОО, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации
образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей.
Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170
часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). Учебный план среднего общего
образования предусматривает обязательное изучение следующих учебных предметов на
базовом или углубленном уровне.
Предметные области
Русский язык и литература
Родной язык и родная литература
Учебные предметы
Русский язык, Литература
Родной язык и (или) государственный язык
республики Российской Федерации, Родная
литература
Иностранный язык
Иностранный язык, Второй иностранный язык
Математика и информатика
Математика, Информатика
Общественно-научные предметы
История, Обществознание, География
Естественно-научные предметы
Физика, Химия, Биология
Основы безопасности и защиты Основы безопасности и защиты Родины
Родины
Физическая культура
Физическая культура
Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
и при наличии возможностей общеобразовательной организации. Изучение второго
иностранного языка из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией,
осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых условий. В
учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по
выбору обучающихся, предлагаемые общеобразовательной организацией в соответствии
со спецификой и возможностями школы. В учебном плане должно быть предусмотрено
выполнение обучающимися индивидуального(-ых) проекта(-ов). Учебные планы
определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по
классам (годам) обучения. Общеобразовательная организация:
предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных
планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на уровне среднего
общего образования (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору обучающихся;
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей
обучения (агротехнологический, естественно-научный, гуманитарный, социальноэкономический, технологический, универсальный).
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика,
иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание,
география, основы безопасности и защиты Родины, физическая культура) и
предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из
соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней
предметной области [4, пункт 18.3.1];
б) план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план
воспитательной работы. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при
получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).
Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности [4, части 4 и 5 пункта 18.3.2];
в) систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС СОО. Система условий должна учитывать
организационную структуру общеобразовательной организации, а также ее
взаимодействие с другими субъектами образовательной политики. Система условий
должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, информационно-методических;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с ООП
СОО;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль состояния системы условий.[4, части 2 и 3 пункта 18.3.3]
4. Порядок внесения изменений в ООП/АООП
4.1. Основаниями для внесения изменений в ООП/АООП могут быть:
изменение требований законодательства,
изменение содержания ООП/АООП,
изменение условий реализации ООП/АООП.
4.2. Инициировать изменения/дополнения в ООП/АООП может любой участник
образовательных отношений, о чем сообщает в служебной записке/заявлении на имя
директора общеобразовательной организации и/или его заместителя, осуществляющего
контроль за содержанием реализуемых образовательных программ.
4.3. При целесообразности внесения изменений/дополнений в ООП/АООП директор
издает соответствующий приказ об ответственном за формирование нового содержания и
внесение изменений/дополнений в соответствующие программы.
4.4. Изменения и дополнения вносятся в ООП/АООП по согласованию с
Методическим советом и коллегиальным органом управления школой – Педагогическим
советом, регистрируются в контрольном листе изменений к настоящему Положению и
являются неотъемлемой частью ООП/АООП. Вносить изменения в ООП/АООП в части
любых его компонентов (рабочих программ, планов и др.) в ином порядке не допускается.
4.5. Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в ООП/АООП
информация размещается на официальном сайте общеобразовательной организации.
5. Требования к оформлению ООП/АООП
5.1. При разработке ООП/АООП необходимо соблюдать следующие требования к
оформлению:
формат документа – электронный, в программе MicrosoftWord (одним файлом);
формат страниц – А4;
ориентация страницы – книжная;
поля – обычные;
титульный лист считается первым, но не нумеруется;
нумерация страниц – сверху в центре;
шрифт – Times New Roman;
кегль –14, втаблице -12;
межстрочный интервал – одинарный;
переносы не ставятся;
абзац – 1,25 см (кроме таблиц);
выравнивание – заголовки по центру, основной текст по ширине;
центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
оглавление – автоматическое;
каждый структурный элемент программы начинается с новой страницы;
таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от
предыдущего и последующего текста одним интервалом.
5.2. Требования к оформлению рабочих программ учебных предметов и курсов
внеурочной деятельности регламентируется локальными актами общеобразовательной
организации, в том числе Положением о рабочих программах и календарно-тематическом
планировании учебных предметов и курсов.
6. Механизм реализации ООП/АООП
6.1. Общеобразовательная организация создает условия для реализации в полном
объеме ООП/АООП, соответствие качества подготовки обучающихся установленным
требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания
возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и
потребностям обучающихся [1, часть 6 статьи 28].
6.2. В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для
проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за
детьми в группах продленного дня [6, часть 2 пункта 19].
6.3. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том
числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий, которое определяется общеобразовательной организацией
[6, часть 1 пункта 20].
6.4. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материальнотехнических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении
учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей) [6, часть 1 пункта 21].
6.5. При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа
языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы
[6, часть 2 пункта 21].
6.6. ООП/АООП могут реализовываться школой, как самостоятельно, так и
посредством сетевых форм их реализации [1, часть 1 статьи 13]. Сетевая форма
обеспечивает возможность освоения ООП/АООП с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а
также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации
образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными
программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с
использованием сетевой формы могут участвовать научные организации, медицинские
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации,
обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения
учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной
деятельности, предусмотренной соответствующей образовательной программой [1, часть
1 статьи 15].
6.7. Организация проведения практики, предусмотренной ООП (при наличии),
осуществляется общеобразовательной организацией на основе договоров с
организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе
соответствующего профиля.
6.8. При реализации ООП/АООП используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное
обучение [6, часть 1 пункта 14].
6.9. При реализации общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться Санитарноэпидемиологические требования и правила и Гигиенические требования [6, часть 2 пункта
14].
6.10. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных
ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей
территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных
программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в
федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков
обучения невозможны [6, пункт 15].
6.11. При реализации ООП/АООП общеобразовательной организацией может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий [6, пункт 17].
6.12. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с
учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного
года может переноситься общеобразовательной организацией при реализации
общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один
месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца [6, часть 1 пункта 22].
6.13. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается
чередование
периодов
учебного
времени
и
каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Сроки
начала и окончания каникул определяются общеобразовательной организацией
самостоятельно [6, часть 3 пункта 22].
6.14. Количество обучающихся в классе определяется, исходя из расчета соблюдения
нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели
в учебных кабинетах [6, пункт 23]. 6.15. Согласно Приказу Минпросвещения России от 6
ноября 2024 года № 779 с целью реализации ООП/АООП педагогическими работниками
разрабатываются:
рабочие программы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
журнал учета успеваемости;
журнал
внеурочной
деятельности
(для
педагогических
работников,
осуществляющих внеурочную деятельность);
план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих
функцию классного руководства);
характеристика на обучающегося (по запросу, для педагогических работников,
осуществляющих функцию классного руководства).
6.16. Порядок согласования рабочих программ и календарно-тематического
планирования осуществляется в соответствии с Положением о рабочих программах и
календарно-тематическом планировании учебных предметов и курсов, реализуемых в
школе. Выбор учебников и УМК фиксируется в протоколах заседаний предметных
кафедр и методических объединений. Ответственными за организацию работы по
разработке рабочих программ и подбор учебников (УМК) являются руководители
предметных кафедр и председатели методических объединений.
6.17. Перечень учебников и учебных пособий, необходимых для реализации
ООП/АООП согласовывается Управляющим советом общеобразовательной организации
до начала нового учебного года.
6.18. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу,
выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы [6, часть 5 пункта 11].
6.19. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение
обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной
программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание),
осуществляются обучающимися в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой
образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и
устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях
совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока
предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для
решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с
планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета [6, часть 6 пункта
11].
6.20. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по
всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение
не превышали времени, установленного Гигиеническими нормативами. В первом классе
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий [6, пункт 24].
6.21. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной
программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются
общеобразовательной организацией самостоятельно [6, пункт 25].
6.22. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного
общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая
является обязательной [6, часть 1 пункта 26].
6.23. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном
промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе по соответствующей
имеющей государственную аккредитацию образовательным программам. Указанные
лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти
экстерном
промежуточную
и
государственную
итоговую
аттестацию
в
общеобразовательной организации по соответствующей имеющей государственную
аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении
указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по
соответствующей образовательной программе [1, часть 3 статьи 34].
6.24. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося
осуществляют
выбор
общеобразовательной
организации
для
прохождения
промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, в том числе на основе
рекомендаций органа местного самоуправления муниципального района или городского
округа, на территории которого они проживают [6, часть 2 пункта 27].
6.25. По желанию родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся общеобразовательная организация для прохождения аттестации может
быть определена на один учебный год, на весь период получения общего образования
либо на период прохождения конкретной аттестации [6, часть 3 пункта 27]. 6.26. Срок
подачи заявления на зачисление для прохождения государственной итоговой аттестации в
общеобразовательную организацию составляет:
по образовательным программам основного общего образования – не менее чем за
две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не
позднее 1 марта;
по образовательным программам среднего общего образования – не менее чем за
две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
[6, часть 5 пункта 27]
6.27.
Обучающиеся,
освоившие
в
полном
объеме
соответствующую
образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс [6, часть 2
пункта 26].
6.28. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно [6, часть 3 пункта 26].
6.29. Обучающиеся в школе по общеобразовательным программам, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным
программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану [6, часть 4 пункта 26].
6.30. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования,
выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об
основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего
образования соответствующего уровня [6, часть 5 пункта 26].
6.31. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются общеобразовательной
организацией [6, часть 6 пункта 26].
6.32. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или)
отчисленным из школы, выдается справка об обучении или о периоде обучения по
образцу, самостоятельно устанавливаемому общеобразовательной организацией [6, часть
7 пункта 26].
6.33. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или
получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты,
вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком
проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным
программам [6, часть 8 пункта 26].
6.34. Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего
образования
и
получившие
на
государственной
итоговой
аттестации
неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных
представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на
повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного
образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в
порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации [6, часть 9
пункта 26].
6.35. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего и
(или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях
общего образования [6, часть 7 пункта 27].
6.36. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного
образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности,
продолжают получать образование в общеобразовательной организации [6, часть 8 пункта
27]. 6.37. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного
образования имеют право на зачет общеобразовательной организацией результатов
промежуточной аттестации, пройденной в других общеобразовательных организациях, в
установленном порядке [6, часть 9 пункта 27].
6.38. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из
общеобразовательной организации, выдается справка [6, часть 10 пункта 27].
6.39. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой, а
для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида [6, часть 1 пункта 28].
6.40. Правила доступности общеобразовательной организаций, реализующих
образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам,
определяются Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и
соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального
обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и
оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой помощи (Приказ
Минпросвещения России от 31 марта 2025 года № 253) [6, часть 2 пункта 28].
6.41. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ
создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию
этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
[6, пункт 31]
6.42. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию,
на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей
(законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется
на дому или в медицинских организациях [6, часть 1 пункта 40].
6.43. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной
общеобразовательной
организации
и
родителей
(законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-
инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому
или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [6,
часть 2 пункта 40].
7. Оценка качества ООП/АООП
7.1. Оценка качества ООП/АООП на предмет соответствия нормативно-правовым
документам, регламентирующим образовательную деятельность по программам общего
образования, ФГОС проводится не реже одного раза в год перед началом учебного года
заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
7.2. Оценка эффективности деятельности школы по реализации ООП/АООП
осуществляется через проведение экспертизы достижения планируемых результатов
освоения ООП/АООП обучающимися, на основе внутренних и внешних (независимых)
оценок достижения планируемых результатов освоения ООП/АООП, в том числе анализа
результатов государственной итоговой аттестации обучающихся по программам
основного, среднего общего образования.
7.3. Результаты и эффективность реализации ООП/АООП обсуждаются на
заседаниях методических объединений, предметных кафедр, Методических и
Педагогических советов, отражаются в самоанализе деятельности общеобразовательной
организации и публичном докладе директора, которые размещаются на официальном
сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
8. Управление ООП/АООП
8.1. Педагогический совет:
разрабатывает и принимает основные образовательные программы школы;
обсуждает и проводит выбор учебных планов программ, учебников, форм, методов
образовательной деятельности и способов их реализации.
8.2. Директор школы:
утверждает основные образовательные программы;
утверждает индивидуальный учебный план школы на текущий учебный год;
утверждает рабочие программы учебных предметов (модулей) и курсов;
утверждает программы внеурочной деятельности;
обеспечивает стратегическое управление реализацией основных образовательных
программ;
обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению
положительных результатов, определенных основными образовательными программами;
создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические
условия для выполнения основных образовательных программ;
ежегодно представляет публичный доклад о выполнении основных образовательных
программ, обеспечивает его размещение на сайте школы.
8.3. Заместители директора:
обеспечивают разработку основных образовательных программ (ООП) в школе в
соответствии с данным Положением;
организуют на основе образовательных программ образовательную деятельность на
всех уровнях образования;
осуществляют внутришкольный контроль и анализ выполнения учебных планов;
обеспечивают итоговый анализ и корректировку основных образовательных
программ;
осуществляют организацию занятий по программам дополнительного образования;
обеспечивают контроль и анализ реализации программ дополнительного
образования;
обеспечивают разработку программ внеурочной деятельности и дополнительного
образования;
осуществляют организацию занятий по программам внеурочной деятельности и
дополнительного образования;
обеспечивают проектирование системы воспитательной работы в школе;
осуществляют организацию воспитательной деятельности;
обеспечивают контроль и анализ воспитательной работы.
8.4. Методический совет координирует работу методических объединений по
обеспечению основных образовательных программ учебно-методическим комплексом.
8.5. Методические объединения учителей способствуют совершенствованию
методического обеспечения основных образовательных программ. Методические
объединения учителей осуществляют следующую работу:
проводят проблемный анализ результатов образовательной деятельности;
вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и
учебно-методического обеспечения;
проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
педагогическими работниками в учебные программы;
рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;
разрабатывают методические рекомендации для обучающихся и родителей
(законных представителей) по эффективному усвоению учебных программ.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах (ООП) общего
образования, реализуемых в образовательной организации, является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Положение об основных образовательных программах в школе, принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п. 9.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.