20.06.2023
Качество образования – это комплексная
характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных
показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей
и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от
культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов,
существующих в обществе. Для определения степени удовлетворенности
образовательными услугами потребителями образовательного процесса был
произведен анализ результатов анкетирования учащихся и родителей за 2 полугодие
2022-2023 учебного года.
Ежегодно в МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА» «Кольцовская средняя школа» проводится мониторинг родителей (законных
представителей) и учащихся выборочно. Данный мониторинг является неотъемлемой
частью системы оценки качества образования. Результаты мониторинга являются
барометром удовлетворенности образовательным процессом, они доводятся до
учителей, обсуждаются на педсоветах, дают возможность наметить дальнейшее
движение развития учебного процесса.
Цель
мониторинга - повышение эффективности и качества образовательных услуг в МБОУ
«КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА». Изучая удовлетворённость обучающихся, родителей и
педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе, мы использовали методики,
разработанные А.А.Андреевым и Е.Н. Степановым. Суть методик заключается в том,
что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень
своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью
утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения,
которые актуальны в конкретных условиях школы.
В январе-феврале 2023 года
в МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» было проведено анонимное анкетирование
обучающихся 1-9 классов с целью определения их уровня удовлетворенности
качеством образования в ОО педагогом-психологом. Всего участие приняли 56
обучающихся 1-9 классов. Метод исследования: социологический метод анкетного
опроса (бланк анкеты - приложение № 1).
Изучение удовлетворённости обучающихся
школьной жизнью (методика А.А.Андреева - приложение 1). Цель - определение
степени удовлетворённости обучающихся школьной жизнью. В ходе проведения
социологического опроса учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты.
Результаты анонимного опроса показали в целом удовлетворенность учащихся
образовательным процессом и комфортность обучения в ОО. От 75 % до 100 %
учащихся выразили доверие преподавательскому составу. От 82 %до 90% учащихся в
трудную минуту могут обратиться к школьному учителю или к педагогу-психологу,
социальному педагогу за советом. От 60% до 85% могут свободно высказать свое
мнение на уроке.
От 72 % до 95% испытывают уважительное
отношение учителей. От 87 % до 99% учащихся не имеют конфликтов с учителями. К
75 % до 95% учащихся учителя обращаются по имени. 100 % учащихся считают школу
безопасным местом, где можно себя комфортно чувствовать. В большинстве классов
от 87 % до 100%, в зависимости от возраста и класса, любят свою школу и
гордятся тем, что учатся в ней. Но есть позиции, исследование которых требует
более внимательного отношения и дополнительного изучения. Это вопрос об объёме
домашних заданий по некоторым предметам. От 47 % до 79 %учащихся испытывают
усталость из-за большого объема домашних заданий по некоторым предметам. Этот
вопрос рассматривался на педсовете и поставлен на контроль.
Важнейшим показателем качества образования
школы является показатель удовлетворенности родителей качеством образовательных
условий, получаемых обучающимися в 2022-2023 учебном году. Изучение
удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения, изучение
удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образовательных
условий МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» проходило на родительских собраниях.
Цель изучения: определить уровень
удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образовательных
условий МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Отношение к школе исследовалось по нескольким
направлениям: организация образовательного процесса на различных уровнях;мнение
о взаимодействии педагогов родителей и детей;создании условий социализации
учащихся; -выявление сильных и слабых мест в деятельности школы,получение
возможного дополнительного запроса к педагогам и администрации и предложений по
улучшению образовательного процесса в целом. Изучение проходило методом
анкетирования для родителей при использовании методики А.А.Андреева.
В анкетировании приняли участие родители
1-9 классов в количестве 100 человек, что составляет 76,92 %.
Результаты анкетирования показали, что
родители наиболее удовлетворены следующими показателями: 1.Отношение родителей
и педагогов -85% 2.Отношения ребенка и педагога –80%. 3.Отношение ребенка к
школе -90% 4.Уровень преподавания - 85%. 5.Отношение ребенка к ОО в целом –96%
6.Отношения родителей и администрации –75%. 7.Готовность рекомендации другим
людям –80% 8.Информированность об успехах и неудачах ребенка–90% 9.Благодарны
учителям за отношение к ребенку 85%. 10.Отношения между школьниками в классе
-93% 11.Информированность о личности ребенка из бесед педагогами, психологом-77%.
К
высокому уровню удовлетворённости можно так же отнести и следующее: 1.Возможность
участия в школьных делах –75%. Ниже среднего уровня удовлетворенности характеризуется
1.Питание в школе–47% 2. Материально-техническая база- 25%.
Необходимо отметить, что большинство
родителей считают, что класс, в котором учится их ребёнок дружный, в классе
ребёнку комфортно. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к детям.
Родители в основном чувствуют контакт и хорошие взаимоотношения с
администрацией школы и учителями, отмечают, что справедливо оценивают
достижения ребёнка. Многим родителям нравятся кружки, мероприятия, которые
проводятся в школе, считают их полезными и интересными. По мнению большинства родителей
учителя в общеобразовательном учреждении дают глубокие и прочные знания. Организацией
школьного быта, состоянием школьных помещений, оформлением классов,
материально-техническим обеспечением школы удовлетворены в среднем 15% опрошенных.
Отношение ребенка к школе в целом и взаимодействием между детьми в классе
большинство родителей указывают, как положительное. В детском и подростковом
возрасте для успешной социализации велика роль коллектива класса. Большинство
родителей утверждают, что отношения ребёнка с одноклассниками достаточно
хорошие и отличные (90%),это высокая оценка классных коллективов. Положительные
значения данных факторов говорят о высокой степени удовлетворённости родителей
качеством образования в МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА».
Наиболее весомые для родителей показатели
качества: комфортный социально-психологический климат, высокий уровень обучения
и воспитания, квалификация педагогов и руководителей, деятельность по
здоровьесбережению, уровень безопасности и информирования родителей. 95%
опрошенных считают, что школа , в которой учатся их дети, им нравится. По
мнению родителей, в школе создана комфортная и безопасная обстановка. В
определении мнения о педагогах, работающих с ребёнком, большая часть родителей
однозначно определило высокий уровень профессионализма всего педагогического
состава ОО и высказало утверждение об авторитете, которым пользуются педагоги у
них и их детей 80% опрошенных родителей определило, что педагоги, по их мнению,
видят и учитывают индивидуальные особенности детей, при установлении
взаимодействия с ними и стараются находить контакт и доброжелательные отношения
не только с учащимися, но и с семьями. Выводы и рекомендации по мониторингу
степени удовлетворенности участников образовательного процесса
родителей(законных представителей) жизнедеятельностью образовательного учреждения.
Исследование уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг
школы позволило получить не только обобщённые сведения о деятельности
образовательного учреждения, но и дифференцированное представление о процессе
удовлетворения потребностей родителей в качественном образовании детей.
Педагоги и руководители ОО должны дифференцированно подходить к организации
своего взаимодействия с родителями из разных типологических групп. В этом
вопросе также важно применять индивидуальный подход. Потребности заказчиков
образовательных услуг носят различный характер и зависят от индивидуальных и
социальных характеристик. Исходя из показателей исследования и сравнительного
анализа полученных результатов, мы выявили следующее: доля позитивных отзывов
родителей качеством удовлетворённости образовательным процессом, составляет 80
%.
Выводы:
1.
У родителей (законных
представителей)учащихся выявлен высокий уровень удовлетворенности качеством
образовательных условий в МБОУ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА».
2. Наряду с положительными результатами, также
необходимо отметить те стороны жизнедеятельности образовательного учреждения, в
отношении которых следует усилить работу, а именно: необходимо обратить
внимание, по мнению части родителей, на перегрузку обучающихся домашними
заданиями и организацию питания в школьной столовой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.06.2023
Дата обновления: 20.06.2023
Дата публикации: 20.06.2023