Рабочая программа внеур. дея-ти Биология вокруг нас (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
естественно-математического
цикла
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
педагогического
совета
МБОУ
«Кольцовская
средняя школа»
Протокол № 14
от «27» августа 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ
«Кольцовская
средняя
школа» № 175 о/д
от «27 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БИОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС»
на 2024/2025 учебный год
Учитель:
Класс:

Муратова Э.И.
5

Срок реализации: 1год

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральной образовательной программе
среднего общего уровня образования, утверждѐнной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.07.2023 № 371

с.Кольцово, 2024 год

Введение.
Курс «Биология вокруг нас» предоставляет возможность становления и развития у
школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических и
лабораторных работ. Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем,
сделать пусть маленькое, но открытие. Широкое использование лабораторных работ в учебном
процессе делает его более интересным, актуальным, повышает качество обучения, усиливает
практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и
практических работ при изучении курса биологии способствует лучшему формированию у
школьников общеучебных и специальных умений и навыков. Данный курс предназначен для 5-х
классов.
Цель курса: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса
учащихся к биологии (для последующего выбора естественно-научного профиля обучения).
Задачи курса:
- сформировать понимание материального единства живой природы;
- расширить знания учащихся о клеточном строении организмов;
- развить интерес к биологии;
- способствовать профориентации, выбору профессии, связанной с биологическими
знаниями и деятельностью в природе.
Рабочая программа по элективному курсу предусматривает обучение в объеме 34 часов в год,
1 час в неделю.
Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть
методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.
В процессе реализации программы учащиеся выполняют самостоятельные работы с
натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, что способствует
формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Ученики решают
биологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал.
Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые
микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения
животных. Все это имеется в кабинете биологии.
Об успешном освоении программы можно судить по выраженному интересу учащихся и по
результатам выполнения самостоятельной работы.
Требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть учащиеся, изучившие курс
«Биология вокруг нас»:
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических
исследований;
- владеть навыками практической деятельности;
- наблюдать, описывать результаты наблюдений, делать выводы из наблюдений,
аргументировать свои выводы;
- находить взаимосвязи в строении и функциях живых организмов;
- описывать живые организмы по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организма к среде обитания, сравнивать биологические объекты.
Нормативным основанием для формирования программы внеурочной деятельности
пятиклассников являются следующие нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом
Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования»;

2

Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от
12 мая 2011 г. № 03-296;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении САнПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 , рег. № 19993;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25.05.2014 № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кольцовская
средняя школа».
Программа развития школы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Экскурсионное дело в учебном процессе средней школы рассматривается как важный
инструмент формирования следующих способностей учащегося:
1.
Разбираться в ключевых понятиях биологии.
2.
Самостоятельно работать с источниками, оказывать помощь слабоуспевающим
учащимся из группы.
3.
Сформировать у школьников первичные исследовательские навыки.
4.
Социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя.
5.
Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему
обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
6.
Принимать активное участие в предметных олимпиадах.
7.
Собирать и систематизировать гербарный материал, изготавливать микропрепараты.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует
требования к результатам освоения курса по внеурочной учебной деятельности в
единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 формирование целостного мировоззрения;
 формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому
человеку, его мнению;
 освоение социальных норм, правил поведения;
 развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения;
 развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование основ экологического сознания;
 развитие эстетического сознания;
 развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
 осознанное владение логическими действиями (определение, обобщение, установление
аналогии, классификация);
 умение устанавливать причинно-следственные связи;
 развитие исследовательских учебных действий;
Предметные результаты:
 поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
3

 сбор, обработка и передача информации различными способами;
 классификация по заданным критериям;
 установление аналогий и причинно – следственных связей;
 осуществление рефлексии способов и условий действий;
 самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем различного
характера;
 построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
 презентация полученной информации с помощью ИКТ;
 осознанное и произвольное построение сообщений в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
№
п/п

1

2

3

Содержание
разделов

Введение.

Тезисное описание разделов

В
том
Кол-во числе Формы контроля
часов
теор.
практ.

Знакомство
с
правилами
поведения, инструктаж о правилах
1
безопасности.

Чудеса
живой Регенерация тканей растений и
природы
животных, значение этого явления
в жизни живых организмов.
Аутотомиия,
значение
этого
явления
в
жизни
живых
организмов.
Трансплантация
тканей и органов.
Строительное искусство водных
8
животных. Строительный инстинкт
птиц. Замечательные постройки
насекомых
и
термитов.
Интереснейшие явления живой
природы, где отцы играют роль в
заботе о потомстве. Животныедолгожителей
на
Земле,
бессмертные животные.
Борьба
и Роль
ловчих
снарядов
взаимопомощь в насекомоядных
растений,
природе.
разнообразие
организмов,
особенности
их
строения
и
окраски,
явление
мимикрии,
покровительственной окраски и
защитных формах.
Разнообразие
насекомыхпомощников человека, местах
9
обитания,
жизненных
циклах.
Жизнь тутового шелкопряда и уход
за ним, разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства, о
методах борьбы с ними, о пернатых
друзьях человека, о непризнанных
друзьях (кроты, ежи, землеройки,
летучие мыши). Симбиоз растений
и животных.

4

1

-

Ответы на вопросы.

8

-

Ответы на вопросы.

8

1

Проверка
правильности выполнения
практической работ

4

5

6

7

Способы размножения животных,
растений, «прививка» как способ
создания «сборного» растения,
Размножение
создание условий прорастания
животных
и
семян.
5
растений.
Сущность пикировки, влияние
пикировки
на
развитие
и
урожайность растений в разное
время года.
растений
и
Многообразие Определитель
беспозвоночных
животных.
животных
и
2
растений.
Строение клеток, различие и
Клеточный
сходство растительных и животных
уровень
клеток. Многообразие простейших
организации
9
животных, бактерий и грибов.
живой материи.
Объединение клеток в ткани:
растительные и животные ткани.
Обобщение
и
систематизация
полученных
знаний.
Заключение
1
ИТОГО

35

2

Проверка
правильности выполнения
практических работ

-

2

Проверка
правильности выполнения
практических работ

1

8

Проверка
правильности выполнения
практических работ

1

-

Проверка
правильности выполнения
теста и заданий виктрины.

22

13

3

Тематическое планирование
№

Раздел

Кол.
часов

1

Введение
(1ч)

1

2

Чудеса
живой
природы
(8ч)

1

Дата

Тема

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

Вводное
занятие.
Знакомство
с
целями, и задачами
курса.
Самоисцеление или
регенерация.
Регенерация
как
степень
развития
организма.
Самокалечение или
аутотомия.

Знакомит
с
правилами
поведения.
Проводит
инструктаж
о
правилах
безопасности.
Рассказывает о регенерации
тканей растений и животных.
Показывает фильм, объясняет,
значение этого явления в
жизни живых организмов
Рассказывает о аутотомии.
Показывает фильм, объясняет,
значение этого явления в
жизни живых организмов.
Рассказывает
о
трансплантации тканей и
органов.
Рассказывает
о
микроскопических
ночесветках,
о
медузах,
светящихся
рыбах,
светящихся
червях
и
моллюсках.

Изучают памятки по
безопасности, смотрят
и обсуждают фильм по
теме курса.
Слушают выступление
принимают участие в
выполнении заданий,
анализируют.

Рассказывает о строительном
искусстве водных животных.
Строительный инстинкт птиц.
Замечательные
постройки
насекомых.
Замечательные
постройки термитов.
Рассказывает
об
интереснейших
явлениях
живой природы, где отцы
играют роль в заботе о
потомстве.
Демонстрирует

Участвуют в беседе,
смотрят
видео,
обсуждают.

3

1

4

1

Животные«светлячки».

5-6

2

Удивительные
постройки
животных.

7-8

2

Чадолюбивые отцы.

5

Слушают
рассказ
педагога, отвечают на
вопросы. Смотрят и
обсуждают фильм.

Участвуют в беседе,
смотрят
видео,
обсуждают.

Участвуют в беседе,
смотрят
видео,
обсуждают.

1

Животныедолгожители.

1

Растения –хищники.

11-12

2

Формы и краски в
мире животных и
растений

13-14

2

Соратники
человека.

15-16

2

Друзья и враги
человека в сельском
хозяйстве.

17

1

Взаимопомощь как
надежное орудие за
существование.

18

1

Защитные
приспособления
растений
животных.

9

10

19-22

Борьба и
взаимопо
мощь в
природе.
(9ч)

Размноже
ние
животны
х
и
растений.
(5ч)

23

24

Клеточн
ый

4

Размножение
растений
животных.

видео о самце колюшки задорном
создании,
о
костяном крючке самца рыб
куртус, о роли самца жабыповитухи.
Приводит
примеры
животных-долгожителей
на
Земле, демонстрирует фильм
о бессмертных животных.
Рассказывает о роли ловчих
снарядов
насекомоядных
растений,
демонстрирует
видео.
Рассказывает о разнообразии
организмов, особенностях их
строения
и
окраски,
о
явлении
мимикрии,
о
покровительственной окраске
и защитных формах.
Рассказывает о разнообразии
насекомыхпомощников
человека, местах обитания,
жизненных циклах. Жизнь
тутового шелкопряда и уход
за ним
Рассказ с показом готового
наглядного материала.
Рассказывает о майском жукежестоком биче деревьев, о
разнообразии насекомых вредителей
сельского
хозяйства, о методах борьбы с
ними, о пернатых друзьях
человека, о непризнанных
друзьях
(кроты,
ежи,
землеройки, летучие мыши)
Знакомит
с
симбиозом
растений и животных.
Рассказывает о разнообразии
организмов, особенностях их
строения и защитных формах.

и

Рассказывает
о
способах
размножения
животных,
растений, о вегетативном
размножении
растений.
Демонстрирует
«прививку»
как
способ
создания
«сборного»
растения,
создание условий прорастания
семян.
Рассказывает об условиях
развития томатов и перца,
сущности пикировки,
влияние
пикировки
на
развитие и урожайность
растений в разное время года.
Знакомит
учащихся
с
историей биологии, создании

и

1

Влияние пикировки
на
развитие
корневой системы
культурных
растений.

1

Тайны
природы,
открытия
при

6

Участвуют в беседе,
смотрят
видео,
обсуждают.
Участвуют в беседе,
смотрят
видео,
обсуждают.
Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе,
смотрят
и
обсуждают видео.
Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе,
составляют
жизненный цикл.

Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе.

Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе, работают в
группах.
Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе.

Принимают участие в
беседе, пробуют на
практике
способы
«прививки» растений.
Закладывают
эксперимент
для
прорастания семян.
Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе, работают в
группах.
Изучают памятки по
работе с микроскопом,

уровень
(9ч)

помощи
микроскопа.

25-27

3

Микроскопическое
строение животной
и
растительной
клетки

28

1

Разнообразие
водных
простейших.

29

1

Разнообразие
бактерий.

30

1

Одноклеточные
многоклеточные
грибы.

31-32

2

Группы клеток.

2

Определитель
растений
животных.

33-34

Многооб
разие
животны
х
и
растений.
(2)

микроскопа, демонстрирует
учащимся
строение
микроскопа.
Рассказывает
о
строении
клеток о различии и сходстве
растительных и животных
клеток
с
демонстрацией
материала. Объясняет, как
приготовить микропрепарат
хромопластов.
Рассказывает о многообразии
простейших
животных.
Показывает фильм, объясняет,
как
приготовить
микропрепарат.
Рассказывает о многообразии
бактерий. Показывает фильм,
демонстрирует микропрепарат
бактерий.
Рассказывает о многообразии
грибов. Показывает фильм,
объясняет, как приготовить
микропрепарат
плесневых
грибов.
Рассказывает о многообразии
тканей растений и животных.
Показывает фильм, объясняет,
как
приготовить
срез
растения.
Объясняет, как пользоваться
определителем растений и
беспозвоночных
животных,
демонстрирует
объекты
живой природы.

и

и

7

строение микроскопа.
Слушают, наблюдают,
анализируют,
описывают, работают
с
микроскопом
и
оборудованием,
выступают
по
результатам
своей
деятельности.
Слушают выступление,
принимают участие в
выполнении заданий.
Слушают выступление,
принимают участие в
выполнении заданий.
Слушают выступление,
принимают участие в
выполнении заданий.
Слушают выступление,
принимают участие в
выполнении заданий.
Слушают
рассказ
учителя, участвуют в
беседе, работают в
группах
с
определителями.

Программное и учебно-методическое оснащение программы
Основная литература:
1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы: Учебное пособие. М., 1997.
2. Анохина В. С. и др. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Методическое пособие. Минск, 1998.
3. Жигарев И.А., Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений
и практических работ.- М., 2001.
4. Крестьянинов В. Ю., Вайнер г. В. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов, 1998.
5. Яковлева А. В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология. 9 класс. М., 2003.
6. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9
класса средней школы. М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература
1. Захаров В. В., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса
средней школы. М.: Дрофа, 2004.
2. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2003.
3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.
Научно-популярная литература
1. АкимушкинИ. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 1992.
2. Акимушкин И. Невидимые нити природы.- М.: Мысль, 1985.
3. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Биология: Большой справочник школьников и поступающих в вузы / А.С.Батуев,
М.А.Гуленкова, А.Г.Еленевский и др.- М.: Дрофа,1999. – 668 с.
2. Биология. Справочник школьника. – М.: АНК, 1995. – 576 с.
3. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2005. – 174 с.
4. Третьяков Н.Н. Использование достижений физиологии растений в растениеводстве //
Достижения биологии - Продовольственной программе. – М.: Знание, 1984. – Сер. «Биология». №11.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».