МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» Протокол № 14 от «27» августа 2024 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» № 175 о/д от «27 » августа 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС» на 2024/2025 учебный год Учитель: Класс: Муратова Э.И. 5 Срок реализации: 1год Рабочая программа составлена в соответствии с федеральной образовательной программе среднего общего уровня образования, утверждѐнной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 371 с.Кольцово, 2024 год Введение. Курс «Биология вокруг нас» предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических и лабораторных работ. Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, актуальным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса биологии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков. Данный курс предназначен для 5-х классов. Цель курса: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии (для последующего выбора естественно-научного профиля обучения). Задачи курса: - сформировать понимание материального единства живой природы; - расширить знания учащихся о клеточном строении организмов; - развить интерес к биологии; - способствовать профориентации, выбору профессии, связанной с биологическими знаниями и деятельностью в природе. Рабочая программа по элективному курсу предусматривает обучение в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема. В процессе реализации программы учащиеся выполняют самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, что способствует формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Ученики решают биологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал. Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии. Об успешном освоении программы можно судить по выраженному интересу учащихся и по результатам выполнения самостоятельной работы. Требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть учащиеся, изучившие курс «Биология вокруг нас»: - работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; - владеть навыками практической деятельности; - наблюдать, описывать результаты наблюдений, делать выводы из наблюдений, аргументировать свои выводы; - находить взаимосвязи в строении и функциях живых организмов; - описывать живые организмы по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организма к среде обитания, сравнивать биологические объекты. Нормативным основанием для формирования программы внеурочной деятельности пятиклассников являются следующие нормативные документы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986); Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; 2 Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-296; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении САнПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 , рег. № 19993; Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2014 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кольцовская средняя школа». Программа развития школы. Результаты освоения курса внеурочной деятельности: Экскурсионное дело в учебном процессе средней школы рассматривается как важный инструмент формирования следующих способностей учащегося: 1. Разбираться в ключевых понятиях биологии. 2. Самостоятельно работать с источниками, оказывать помощь слабоуспевающим учащимся из группы. 3. Сформировать у школьников первичные исследовательские навыки. 4. Социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя. 5. Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования. 6. Принимать активное участие в предметных олимпиадах. 7. Собирать и систематизировать гербарный материал, изготавливать микропрепараты. 2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной учебной деятельности в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм, правил поведения; развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологического сознания; развитие эстетического сознания; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие. Метапредметные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; осознанное владение логическими действиями (определение, обобщение, установление аналогии, классификация); умение устанавливать причинно-следственные связи; развитие исследовательских учебных действий; Предметные результаты: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; 3 сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; установление аналогий и причинно – следственных связей; осуществление рефлексии способов и условий действий; самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; презентация полученной информации с помощью ИКТ; осознанное и произвольное построение сообщений в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности № п/п 1 2 3 Содержание разделов Введение. Тезисное описание разделов В том Кол-во числе Формы контроля часов теор. практ. Знакомство с правилами поведения, инструктаж о правилах 1 безопасности. Чудеса живой Регенерация тканей растений и природы животных, значение этого явления в жизни живых организмов. Аутотомиия, значение этого явления в жизни живых организмов. Трансплантация тканей и органов. Строительное искусство водных 8 животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых и термитов. Интереснейшие явления живой природы, где отцы играют роль в заботе о потомстве. Животныедолгожителей на Земле, бессмертные животные. Борьба и Роль ловчих снарядов взаимопомощь в насекомоядных растений, природе. разнообразие организмов, особенности их строения и окраски, явление мимикрии, покровительственной окраски и защитных формах. Разнообразие насекомыхпомощников человека, местах 9 обитания, жизненных циклах. Жизнь тутового шелкопряда и уход за ним, разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства, о методах борьбы с ними, о пернатых друзьях человека, о непризнанных друзьях (кроты, ежи, землеройки, летучие мыши). Симбиоз растений и животных. 4 1 - Ответы на вопросы. 8 - Ответы на вопросы. 8 1 Проверка правильности выполнения практической работ 4 5 6 7 Способы размножения животных, растений, «прививка» как способ создания «сборного» растения, Размножение создание условий прорастания животных и семян. 5 растений. Сущность пикировки, влияние пикировки на развитие и урожайность растений в разное время года. растений и Многообразие Определитель беспозвоночных животных. животных и 2 растений. Строение клеток, различие и Клеточный сходство растительных и животных уровень клеток. Многообразие простейших организации 9 животных, бактерий и грибов. живой материи. Объединение клеток в ткани: растительные и животные ткани. Обобщение и систематизация полученных знаний. Заключение 1 ИТОГО 35 2 Проверка правильности выполнения практических работ - 2 Проверка правильности выполнения практических работ 1 8 Проверка правильности выполнения практических работ 1 - Проверка правильности выполнения теста и заданий виктрины. 22 13 3 Тематическое планирование № Раздел Кол. часов 1 Введение (1ч) 1 2 Чудеса живой природы (8ч) 1 Дата Тема Деятельность учителя Деятельность ученика Вводное занятие. Знакомство с целями, и задачами курса. Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самокалечение или аутотомия. Знакомит с правилами поведения. Проводит инструктаж о правилах безопасности. Рассказывает о регенерации тканей растений и животных. Показывает фильм, объясняет, значение этого явления в жизни живых организмов Рассказывает о аутотомии. Показывает фильм, объясняет, значение этого явления в жизни живых организмов. Рассказывает о трансплантации тканей и органов. Рассказывает о микроскопических ночесветках, о медузах, светящихся рыбах, светящихся червях и моллюсках. Изучают памятки по безопасности, смотрят и обсуждают фильм по теме курса. Слушают выступление принимают участие в выполнении заданий, анализируют. Рассказывает о строительном искусстве водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Замечательные постройки термитов. Рассказывает об интереснейших явлениях живой природы, где отцы играют роль в заботе о потомстве. Демонстрирует Участвуют в беседе, смотрят видео, обсуждают. 3 1 4 1 Животные«светлячки». 5-6 2 Удивительные постройки животных. 7-8 2 Чадолюбивые отцы. 5 Слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы. Смотрят и обсуждают фильм. Участвуют в беседе, смотрят видео, обсуждают. Участвуют в беседе, смотрят видео, обсуждают. 1 Животныедолгожители. 1 Растения –хищники. 11-12 2 Формы и краски в мире животных и растений 13-14 2 Соратники человека. 15-16 2 Друзья и враги человека в сельском хозяйстве. 17 1 Взаимопомощь как надежное орудие за существование. 18 1 Защитные приспособления растений животных. 9 10 19-22 Борьба и взаимопо мощь в природе. (9ч) Размноже ние животны х и растений. (5ч) 23 24 Клеточн ый 4 Размножение растений животных. видео о самце колюшки задорном создании, о костяном крючке самца рыб куртус, о роли самца жабыповитухи. Приводит примеры животных-долгожителей на Земле, демонстрирует фильм о бессмертных животных. Рассказывает о роли ловчих снарядов насекомоядных растений, демонстрирует видео. Рассказывает о разнообразии организмов, особенностях их строения и окраски, о явлении мимикрии, о покровительственной окраске и защитных формах. Рассказывает о разнообразии насекомыхпомощников человека, местах обитания, жизненных циклах. Жизнь тутового шелкопряда и уход за ним Рассказ с показом готового наглядного материала. Рассказывает о майском жукежестоком биче деревьев, о разнообразии насекомых вредителей сельского хозяйства, о методах борьбы с ними, о пернатых друзьях человека, о непризнанных друзьях (кроты, ежи, землеройки, летучие мыши) Знакомит с симбиозом растений и животных. Рассказывает о разнообразии организмов, особенностях их строения и защитных формах. и Рассказывает о способах размножения животных, растений, о вегетативном размножении растений. Демонстрирует «прививку» как способ создания «сборного» растения, создание условий прорастания семян. Рассказывает об условиях развития томатов и перца, сущности пикировки, влияние пикировки на развитие и урожайность растений в разное время года. Знакомит учащихся с историей биологии, создании и 1 Влияние пикировки на развитие корневой системы культурных растений. 1 Тайны природы, открытия при 6 Участвуют в беседе, смотрят видео, обсуждают. Участвуют в беседе, смотрят видео, обсуждают. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе, смотрят и обсуждают видео. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе, составляют жизненный цикл. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе, работают в группах. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. Принимают участие в беседе, пробуют на практике способы «прививки» растений. Закладывают эксперимент для прорастания семян. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе, работают в группах. Изучают памятки по работе с микроскопом, уровень (9ч) помощи микроскопа. 25-27 3 Микроскопическое строение животной и растительной клетки 28 1 Разнообразие водных простейших. 29 1 Разнообразие бактерий. 30 1 Одноклеточные многоклеточные грибы. 31-32 2 Группы клеток. 2 Определитель растений животных. 33-34 Многооб разие животны х и растений. (2) микроскопа, демонстрирует учащимся строение микроскопа. Рассказывает о строении клеток о различии и сходстве растительных и животных клеток с демонстрацией материала. Объясняет, как приготовить микропрепарат хромопластов. Рассказывает о многообразии простейших животных. Показывает фильм, объясняет, как приготовить микропрепарат. Рассказывает о многообразии бактерий. Показывает фильм, демонстрирует микропрепарат бактерий. Рассказывает о многообразии грибов. Показывает фильм, объясняет, как приготовить микропрепарат плесневых грибов. Рассказывает о многообразии тканей растений и животных. Показывает фильм, объясняет, как приготовить срез растения. Объясняет, как пользоваться определителем растений и беспозвоночных животных, демонстрирует объекты живой природы. и и 7 строение микроскопа. Слушают, наблюдают, анализируют, описывают, работают с микроскопом и оборудованием, выступают по результатам своей деятельности. Слушают выступление, принимают участие в выполнении заданий. Слушают выступление, принимают участие в выполнении заданий. Слушают выступление, принимают участие в выполнении заданий. Слушают выступление, принимают участие в выполнении заданий. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе, работают в группах с определителями. Программное и учебно-методическое оснащение программы Основная литература: 1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы: Учебное пособие. М., 1997. 2. Анохина В. С. и др. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Методическое пособие. Минск, 1998. 3. Жигарев И.А., Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.- М., 2001. 4. Крестьянинов В. Ю., Вайнер г. В. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов, 1998. 5. Яковлева А. В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология. 9 класс. М., 2003. 6. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011. Дополнительная литература 1. Захаров В. В., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004. 2. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2003. 3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994. Научно-популярная литература 1. АкимушкинИ. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 1992. 2. Акимушкин И. Невидимые нити природы.- М.: Мысль, 1985. 3. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966. Литература, рекомендованная для учащихся 1. Биология: Большой справочник школьников и поступающих в вузы / А.С.Батуев, М.А.Гуленкова, А.Г.Еленевский и др.- М.: Дрофа,1999. – 668 с. 2. Биология. Справочник школьника. – М.: АНК, 1995. – 576 с. 3. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2005. – 174 с. 4. Третьяков Н.Н. Использование достижений физиологии растений в растениеводстве // Достижения биологии - Продовольственной программе. – М.: Знание, 1984. – Сер. «Биология». №11. Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion 8