МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол № 1 от «26» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Кольцовская средняя школа» Протокол № 14 от «27» августа 2024 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Кольцовская средняя школа» № 175 о/д от «27 » августа 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ»» на 2024/2025 учебный год Учитель: Класс: Муратова Э.И. 8 Срок реализации: 1год Рабочая программа составлена в соответствии с федеральной образовательной программе среднего общего уровня образования, утверждѐнной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 371 с. Кольцово, 2024 год I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» для 8 класса составлена согласно приказу Министерства Просвещения Российской Федерации №287 от 31 мая 2021г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г. Рег. № 64101, в соответствии с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кольцовская средняя школа». Единая цель курса «За страницами учебника биологии»: Расширение углубление знаний по биологии и экологии животных, развитие познавательной деятельности и креативного мышления, воспитание у учащихся естественнонаучной грамотности, формирование лабораторно-практических навыков в изучаемых областях знаний для последующей профессиональной деятельности. Достижение целей в 8 классе обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: - приобретение знаний обучающимися о животном мире, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; - овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и цифровых образовательных ресурсов; - освоение приѐмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, еѐ анализ и критическое оценивание; - воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Формы проведения: учебные занятия, основанные на лабораторно-практической деятельности. Система экскурсий, лабораторных и практических работ с последующей их оценкой, основанной на теоретической базе знаний. Отработка навыков микроскопирования, измерения, фиксирования и описания объектов. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ» «За страницами учебника биологии», 8 класс (1час в неделю, всего 34 часа) Введение (3 часа).. Введение. Краткая история зоологии. Разделы зоологии. Профессии «Айболит». Методы зоологии. Характеристика животных. Отличие животных от растений. Значение животных в природе и жизни человека. Животные позвоночные и беспозвоночные. Экскурсия №1 Изучение видового разнообразия беспозвоночных пришкольного участка П.Р.№1 Сравнение жизненных форм животных по препаратам Тема 1. Клетки и Ткани Животных (8 часов). Строение животной клетки. Разнообразие клеток животных. Обмен веществ в животной клетке. Ткани животных. Классификация. Эпителиальные и нервные. Их характеристика. Строение тканей. Соединительные их виды и характеристика. Мышечные ткани. Их характеристика. Своя игра «Клетки и ткани» Л.р.№1 Изготовление препарата эпителия Л.р.№2 Разнообразие животных клеток (готовые микропрепараты) Л.р. №3 Обнаружение крахмала. Образование жировой эмульсии. Обнаружение Vit С и В6 Л.р.№4 Изучение тканей под микроскопом (готовые микропрепараты) Л.р. №5 Изготовление микропрепаратов микропрепаратов из покровных тканей, строение чешуи и пера Л.р. №6 Изготовление микропрепаратов соединительных тканей Л.р. №7 Изготовление микропрепаратов мышечных тканей Тема 2. Многообразие животного мира (20 часов). 2 Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические категории животных. Представление древних цивилизаций о животном мире. Многообразие простейших. Значение в природе и жизни человека. Интересные факты о простейших. Жизнь в капле воды. +видео. Такие разные губки +видео. От гидры до кубомедузы. +видео. Странная жизнь иглокожих. Рассматривание скелетов морских звѐзд. +видео. Среда жизни – живой организм. Приспособления паразитических червей и циклы их развития +видео. Пиявки – паразиты или помощники? Исследование внешнего строения дождевого червя. Незнакомые знакомые моллюски. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Тип Членистоногие. Класс насекомые. Кто летает в вышине? Тип Хордовые. Класс Рыбы. Такие интересные рыбы. +видео «Илистый прыгун. Куда летят скаты» Непростая жизнь земноводных. От диплодока до геккона. Вымершие и современные группы пресмыкающихся. Расцвет рептилий. Промежуточные формы. Где ты живѐшь, птица? Такие разные звери. Знакомство с многообразием млекопитающих. Кошка, которая гуляла сама по себе. Л.р.№8 Многообразие простейших (на готовых препаратах) + видео Л.р.№9 Строение десятиногих раков (креветка) Л.р. № 10 «Насекомые под микроскопом» (готовые микропрепараты) Л.р. №11 «Внутреннее строение окуня» П.р.№2 Наблюдение за реакцией пиявок на раздражители П.р. №3 Работа с коллекцией «Насекомые и их знакомые»+видео (сольпуги, телифоны, скорпионы и клещи) П.р. №4 Работа с коллекцией «Насекомые и их знакомые»+видео П.р. №5 Изучение раковин моллюсков или наблюдение за жизнедеятельностью ахатин П.р.№6 «Распознавание бесхвостых земноводных по голосам» +видео П.р. №7 «Определение отрядов и экологических групп птиц по форме тела, клювам и лапам»+видео П.р. №8 «Голоса птиц» П.р. №9 «Листая Брема» + видео П.р. №10 «Одомашнивание млекопитающих. Современные породы домашних и с/х животных» Тема 3. Животные и человек (3ч.) А надо ли тебя ловить? Промысловые животные (рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода. Видео. Красная книга Челябинской области. Животные. Питомники. Восстановление численности редких видов животных Видео. ООПТ Чел.обл. «Спаси меня». Синантропные виды животных. Условия их обитания. Адаптация животных к новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города. Безнадзорные домашние животные. Приюты и волонтѐрство. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «За страницами учебника биологии» Личностные результаты освоения программы курса предпрофильной подготовки: Патриотическое воспитание: - отношение к биологии как к важной составляющей культуры, - гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие мировой биологической науки. Гражданское воспитание: - готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: - готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; - понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в биологии. Эстетическое воспитание: 3 - понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности. Ценности научного познания: - ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья: - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. Трудовое воспитание: - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. Экологическое воспитание: - ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; - осознание экологических проблем и путей их решения; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - адекватная оценка изменяющихся условий; - принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. Метапредметные результаты освоения программы курса предпрофильной подготовки: Универсальные познавательные действия Логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учѐтом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; 4 - проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной биологической задачи; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи не- сложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; - оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - запоминать и систематизировать биологическую информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 5 - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой; - овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг; - овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы курса «За страницами учебника биологии»: 6 8 класс : - аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных; - добывать знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; - аргументировать, приводить доказательства различий животных; - аргументировать взаимосвязь строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных; - осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль животных организмов в жизни человека; - объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - знать и аргументировать основные правила поведения в природе; - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; - описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных и ухода за ними; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и в живом уголке. - находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - аргументировать взаимосвязь строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных; -использовать навыки исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. - использовать приемы работы с определителями животных, ухода за домашними животными; IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ. Тематическое планирование. «За страницами учебника биологии. 8 класс» (34 часа, 1час в неделю). № Тема Кол-во Ресурс п\п часов по РП http://www.filin.vn.ua/index.html «Филин» 1 Введение 3 иллюстрированная энциклопедия животных http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.filin.vn.ua/index.html «Филин» 2 Тема 1. Клетки и Ткани 8 Животных иллюстрированная энциклопедия животных http://animal.geoman.ru Мир животных 7 3 Тема 2. Многообразие животного мира 20 4 Тема 3. Животные и человек 3 Итого за год. 34 https://spravochnick.ru/biologiya/podcarstvo_mnogokleto chnye_zhivotnye_bespozvonochnye/ http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://animal.geoman.ru Мир животных http://www.livt.net «Живые существа» электронная энциклопедия http://www.eco.nw.ru Внешкольная экология http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html Электронный учебник 8 V. Измерение достижений требований ФГОС Определение уровня достижения планируемых результатов осуществляется в форме «зачѐт»/ «незачѐт», выставляемого по завершении освоения курса «За страницами учебника биологии» в 8 классе. В основе итоговой оценки за курс лежит рейтинговая система оценивания, которая фиксируется учителем в «Чек-листе» в течение учебного года. Чек-лист № Ф.И. Посещение 1 зачѐтное 2 зачѐтное Итоговая оценка (50обучающегося занятий (1мероприятие мероприятие 100 баллов «зачѐт», 10 баллов) (1-40 баллов) (1-50 баллов) 1-49 баллов «незачѐт») 9 Календарно-тематическое планирование курса «За страницами учебника биологии», 8 класс, 34 часа № п\п 1. Тема Колво часов Введение. 1 Краткая история зоологии. Разделы зоологии. Профессии «Айболит». Методы зоологии Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные Введение (3 ч) - перечислять источники П: - выбирать, анализировать, биологических знаний; систематизировать и характеризовать значение интерпретировать биологическую биологических знаний для информацию различных видов и современного человека; форм представления; профессии, связанные с - находить сходные аргументы биологией (4—5); (подтверждающие или - приводить примеры вклада опровергающие одну и ту же российских и зарубежных идею, версию) в различных учѐных в развитие биологии информационных источниках; - раскрывать роль биологии в К: - распознавать невербальные практической деятельности средства общения, понимать человека; значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения Р: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; Личностные - отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие мировой биологической науки. - понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности. - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. 10 № п\п 2 Тема Характеристика животных. Отличие животных от растений. Значение животных в природе и жизни человека. Экскурсия №1 Изучение видового разнообразия беспозвоночных пришкольного участка Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов; приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах; - выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ; - выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; - применять биологические термины и понятия: живые тела, биология, экология, , среда обитания, природное сообщество, искусственное П: - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; К: - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта) Р: - ориентироваться в различных Личностные развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. 11 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные сообщество 3 Животные позвоночные и беспозвоночные. П.Р.№1 Сравнение жизненных форм животных по препаратам 1 подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - проводить наблюдения за П: - самостоятельно выбирать организмами, описывать способ решения учебной биологические объекты, биологической задачи (сравнивать процессы и явления; несколько вариантов решения, выполнять биологический выбирать наиболее подходящий с рисунок и измерение учѐтом самостоятельно биологических объектов выделенных критериев). приводить примеры, самостоятельно формулировать характеризующие обобщения и выводы по приспособленность результатам проведѐнного организмов к среде наблюдения, эксперимента, обитания, взаимосвязи владеть инструментами оценки организмов в сообществах; достоверности полученных - проводить описание выводов и обобщений; организма растения по К: - распознавать невербальные заданному плану, средства общения, понимать ландшафты природные и значение социальных знаков, Личностные принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи 12 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные культурные - применять биологические термины и понятия: живые тела, биология, экология, организм, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество 4 Строение животной клетки. Л.р.№1 Изготовление препарата эпителия 1 знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; Р: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); Тема 1. Клетки и Ткани Животных (8 часов) - владеть приѐмами работы с П: - проводить по самостоятельно лупой, световым и цифровым составленному плану наблюдение, микроскопами при несложный биологический рассматривании эксперимент, небольшое биологических объектов; исследование по установлению соблюдать правила особенностей биологического безопасного труда при объекта (процесса) изучения, работе с учебным и причинно-следственных связей и лабораторным зависимостей биологических оборудованием, химической объектов между собой; посудой в соответствии с К: - понимать намерения других, Личностные принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. 13 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. 5 Разнообразие клеток животных Л.р.№2 Разнообразие животных клеток (готовые микропрепараты) 1 - владеть приѐмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и УУД Метапредметные Личностные проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения Р: - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение П: - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, эксперимента, - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. 14 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. 6 Обмен веществ в животной клетке. Л.р. №3 Обнаружение крахмала. Образование жировой эмульсии. Обнаружение Vit С и В6 1 - владеть приѐмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические УУД Метапредметные владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений К: - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой; Р: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); П: - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках К: овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных Личностные готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности 15 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. 7 Ткани животных. Классификация. Л.р.№4 Изучение тканей под микроскопом (готовые микропрепараты) 1 8 Строение тканей. Эпителиальные и нервные. Их характеристика. Л.р. №5 1 - владеть приѐмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. - владеть приѐмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; УУД Метапредметные навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Р: - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; П: - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; К: - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; Р: - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте П: - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, эксперимента, владеть Личностные - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; 16 № п\п Тема Колво часов Изготовление микропрепаратов из покровных тканей, строение чешуи и пера 9 Строение тканей. Соединительные их виды и характеристика. Л.р. №6 Изготовление микропрепаратов соединительных тканей Дата/ Коррек тировк а Предметные соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. 1 - владеть приѐмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с УУД Метапредметные инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; К: - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой Р: - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений П: - проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой К: воспринимать и Личностные - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. -принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. 17 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. 10 Строение тканей. 1 Мышечные ткани. Их характеристика. Л.р. №7 Изготовление микропрепаратов мышечных тканей - владеть приѐмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности; - применять биологические термины и понятия: живые тела, цитология, клетка, ткань. УУД Метапредметные формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ Р: - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений П: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и Личностные принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. 18 № п\п 11 Тема Своя игра «Клетки и ткани» Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета; - создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии. УУД Метапредметные лабораторных работ Р: - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решения П: выявлять причинноследственные связи при изучении биологических явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; К: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; Р: - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; Личностные - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. 19 № п\п Тема Колво часов 12 Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические категории животных 1 13 Представление 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные - открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг; Тема 2. Многообразие животного мира ( 20 часов) аргументировать, П: - устанавливать существенный приводить доказательства признак классификации родства различных таксонов биологических объектов (явлений, животных; процессов), основания для добывать знания о обобщения и сравнения, критерии строении, проводимого анализа жизнедеятельности и К: воспринимать и многообразии животных, формулировать суждения, принципах их выражать эмоции в процессе классификации; выполнения практических и осуществлять лабораторных работ; классификацию - выражать себя (свою точку биологических объектов зрения) в устных и письменных (животных) на основе текстах; определения их Р: - составлять план действий принадлежности к (план реализации намеченного определенной алгоритма решения), систематической группе; корректировать предложенный объяснять общность алгоритм с учѐтом получения происхождения и эволюции новых биологических знаний об систематических групп изучаемом биологическом животных на примерах объекте; сопоставления биологических объектов; аргументировать, П: - устанавливать существенный Личностные готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - готовность к 20 № п\п Тема Колво часов древних цивилизаций о животном мире. 14 Многообразие простейших. Значение в природе и жизни человека. 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные приводить доказательства родства различных таксонов животных; добывать знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы УУД Метапредметные Личностные признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Р: - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности П: - оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - запоминать и систематизировать - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому 21 № п\п Тема Колво часов Л.р.№8 Многообразие простейших (на готовых препаратах) + видео 15 Интересные факты о простейших. Жизнь в капле воды. +видео Дата/ Коррек тировк а Предметные биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и в живом уголке. 1 применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов; УУД Метапредметные биологическую информацию. К: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; Р: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; П: - проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; К: - оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; Личностные изучению профессий, связанных с биологией. понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. 22 № п\п 16 Тема Такие разные губки +видео Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль животных организмов в жизни человека; - находить информацию о животных в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их - запоминать и систематизировать биологическую информацию. Р: - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. П: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; К: - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно Личностные принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. 23 № п\п 17 Тема От гидры до кубомедузы. +видео Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные изображения, выявлять сформулированным участниками отличительные признаки взаимодействия биологических объектов; Р: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; - различать по внешнему П: - оценивать надѐжность виду, схемам и описаниям биологической информации по реальные биологические критериям, предложенным объекты или их учителем или сформулированным изображения, выявлять самостоятельно; отличительные признаки - запоминать и систематизировать биологических объектов; биологическую информацию. - сравнивать биологические К: - в ходе диалога и/или объекты (животные), дискуссии задавать вопросы по процессы существу обсуждаемой жизнедеятельности; делать биологической темы и выводы и умозаключения на высказывать идеи, нацеленные на основе сравнения; решение биологической задачи и - выявлять примеры и поддержание благожелательности раскрывать сущность общения; приспособленности Р: - осознанно относиться к организмов к среде другому человеку, его мнению; обитания; находить - признавать своѐ право на информацию о животных в ошибку и такое же право другого; научно-популярной - открытость себе и другим литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, Личностные принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием 24 № п\п Тема Колво часов 18 Странная жизнь иглокожих. Рассматривание скелетов морских звѐзд. +видео 19 Среда жизни – 1 живой организм. Приспособления паразитических червей и циклы их развития. +видео 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные анализировать и оценивать. - находить информацию о животных в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; аргументировать взаимосвязь строения и функций органов и их УУД Метапредметные Личностные П: - с учѐтом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; К: - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Р: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. П: - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной 25 № п\п 20 Тема Колво часов Пиявки – 1 паразиты или помощники? Исследование внешнего строения дождевого червя. П .р.№2 Наблюдение за реакцией пиявок на Дата/ Коррек тировк а Предметные систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных; аргументировать, приводить доказательства различий животных; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические УУД Метапредметные Личностные идею, версию) в различных информационных источниках; К: - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; Р: - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности П: - устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа К: - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного 26 № п\п Тема Колво часов раздражители 21 Незнакомые знакомые моллюски. П.р. №3 Изучение раковин моллюсков или наблюдение за жизнедеятельност ью ахатин 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - роль животных организмов в жизни человека; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям УУД Метапредметные Личностные конфликты, вести переговоры; Р: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. П: - выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; К: - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; 27 № п\п 22 Тема Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л.р.№9 Строение десятиногих раков (креветка) Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - роль животных организмов в природе и жизни человека; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность УУД Метапредметные Личностные высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; Р: - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. П: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; К: - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие мировой биологической науки. - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной 28 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные приспособленности организмов к среде обитания; - роль животных организмов в природе и жизни человека; 23 Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. П.р. №4 Работа с коллекцией «Насекомые и их знакомые»+видео (сольпуги, телифоны, скорпионы и клещи) 1 осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде УУД Метапредметные другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия Р: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; П: - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; К: - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения Р: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; Личностные любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие мировой биологической науки. готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности 29 № п\п Тема Колво часов 24 Тип Членистоногие. Класс насекомые. Кто летает в вышине? П.р. №5 Работа с коллекцией «Насекомые и их знакомые»+видео Л.р. № 10 «Насекомые под микроскопом» (готовые микропрепараты) 1 25 Тип Хордовые. Класс Рыбы. Такие интересные рыбы. +видео «Илистый прыгун. Куда 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные обитания; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - роль животных организмов в природе и жизни человека; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к УУД Метапредметные Личностные П: - оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - запоминать и систематизировать биологическую информацию. К: - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; Р: - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. П: делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и 30 № п\п Тема Колво часов летят скаты» Л.р. №11 «Внутреннее строение окуня» 26 Непростая жизнь земноводных. П.р.№6 «Распознавание бесхвостых земноводных по голосам» +видео 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные определенной систематической группе; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - роль животных организмов в природе и жизни человека - знать и аргументировать основные правила поведения в природе; - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной УУД Метапредметные Личностные К: - публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); Р: - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; взаимопомощи. - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности П: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - планирование действий в новой ситуации на 31 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные систематической группе; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов 27 От диплодока до 1 геккона. Вымершие и современные группы пресмыкающихся. Расцвет рептилий. Промежуточные формы. +видео осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; выявлять примеры и УУД Метапредметные самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; К: - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия Р: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; П: - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; К: - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных Личностные основании знаний биологических закономерностей. готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной любознательности, интереса 32 № п\п 28 Тема Где ты живѐшь, птица? П.р. №7 «Определение отрядов и экологических групп птиц по форме тела, клювам и лапам»+видео П.р. №8 «Голоса птиц» Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; аргументировать взаимосвязь строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему УУД Метапредметные Личностные текстах; к биологической науке, Р: - осознанно относиться к навыков исследовательской другому человеку, его мнению; деятельности - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; -выбирать способ решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; П: - проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; К: воспринимать и формулировать суждения, принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. 33 № п\п 29 Тема Такие разные звери. Знакомство с многообразием млекопитающих. П.р №9 «Листая Брема» + видео Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - роль животных организмов в природе и жизни человека взаимосвязь строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять УУД Метапредметные Личностные выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; Р: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; П: - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; К: - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи 34 № п\п Тема Колво часов Дата/ Коррек тировк а Предметные отличительные признаки биологических объектов - сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 30 Кошка, которая 1 гуляла сама по себе. П.р. №10 «Одомашнивание млекопитающих. Современные породы домашних и с/х животных» - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; УУД Метапредметные поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; Р: - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); П: - устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; Р: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения Личностные готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности 35 № п\п 31 Тема Колво часов Своя игра «Куда и 1 как». + защита презентацийпроектов Дата/ Коррек тировк а Предметные осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - роль животных организмов в природе и жизни человека; -использовать навыки исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения УУД Метапредметные новых биологических знаний П: - прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. К: - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; Р: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; Личностные принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием 36 № п\п 32 Тема А надо ли тебя ловить? Промысловые животные (рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода. Видео. Колво часов 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные УУД Метапредметные формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы работы с определителями животных, ухода за домашними животными; Тема 3. Животные и человек (3 часа) - знать и аргументировать П: - применять различные методы, основные правила поведения инструменты и запросы при в природе; поиске и отборе биологической - анализировать и оценивать информации или данных из последствия деятельности источников с учѐтом человека в природе; предложенной учебной - выявлять примеры и биологической задачи; раскрывать сущность К: - планировать организацию приспособленности совместной работы, определять организмов к среде свою роль (с учѐтом предпочтений обитания; и возможностей всех участников -использовать навыки взаимодействия), распределять исследовательской и задачи между членами команды, проектной деятельности по участвовать в групповых формах изучению организмов работы (обсуждения, обмен различных царств живой мнениями, мозговые штурмы и природы, включая умения иные); формулировать задачи, Р: - различать, называть и представлять работу на управлять собственными защиту и защищать ее. эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать Личностные - отношение к биологии как к важной составляющей культуры, - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности 37 № п\п Тема Колво часов 33 Красная книга Челябинской области. Животные. Питомники. Восстановление численности редких видов животных Видео. ООПТ Чел.обл. 1 34 «Спаси меня». Синантропные виды животных. Условия их 1 Дата/ Коррек тировк а Предметные объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - знать и аргументировать основные правила поведения в природе; - анализировать и оценивать УУД Метапредметные причины эмоций; П: выявлять причинноследственные связи при изучении биологических явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; К: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; Р: - признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; - открытость себе и другим; П: - прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или Личностные - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности - интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа 38 № п\п Тема Колво часов обитания. Адаптация животных к новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города. Безнадзорные домашние животные. Приюты и волонтѐрство Итого: Дата/ Коррек тировк а Предметные последствия деятельности человека в природе; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; -использовать навыки исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы работы с определителями животных, ухода за домашними животными УУД Метапредметные сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. К: - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; Р: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; Личностные биологической информации; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием - отношение к биологии как к важной составляющей культуры, 34 ч. 39