МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «Кольцовская средняя школа»
протокол от 26.08.2025 г. № 13
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Кольцовская
средняя школа»
от 27.08.2025 г. № 219 о/д
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации занятий по предмету «Физическая культура»обучающихся,
отнесённых по состоянию здоровьяк специальной медицинской группе или
освобождённыхот физических нагрузок на уроках
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кольцовская средняя школа»Сакского района Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о едином орфографическом режиме разработано в
соответствии с:
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 23 мая 2025 года,
Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 4 марта 2025 года,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от
31.05.2021 № 286;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от
31.05.2021 № 287;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от
17.05.2012 № 413,
Федеральной образовательной программы НОО, ООО, СОО,
Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 года №329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от15.06.1987 г. №
105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по
физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №
13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Приказом
Министерства
образования
Российской
Федерации,
МинистерстваЗдравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской
Федерации и Российской Академией образования от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19
«О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных
учреждениях Российской Федерации»;
Уставом МБОУ «Кольцовская средняя школа», а также другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической
культуры все обучающиеся МБОУ «Кольцовская средняя школа» Сакского района
Республики Крым (далее – ОО) в зависимости от состояния здоровья делятся на три
группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу.
Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой
физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. К
основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное
состояние здоровья.
К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся с недостаточным
физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие
незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся
разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с
учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том
числе временных).
К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании
медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической
культурой по программе для основной группы. Занятия по физической культуре в этой
группе проводятся по специальным учебным программам.
Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится
либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского
обследования.
При определении медицинской группы для обучающихся с отклонениями в
состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а
также создание оптимальных условий для выздоровления предупреждения обострения
заболеваний.
1.3. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в ОО являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических
систем организма, ответственных за энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- освоение основных двигательных навыков и качеств;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным
занятиям физической культурой;
- разъяснения значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного
режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
- предупреждение дезадаптации обучающихся в условиях общеобразовательного
учреждения.
2 Организация и функционирование специальных медицинских групп.
2.1. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются на
уроках физической культуры совместно с учащимися основной и подготовительнойгрупп
здоровья своего класса с учетом их физического развития и в соответствии с
медицинскими показаниями.
Группа обучающихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуется для занятий
физической культурой по заключению врачебной комиссии и заявлению родителей
(законных представителей), оформляются приказом директора ОО в начале учебного года.
2.2. Движение обучающихся по группам здоровья в течение учебного года (из
специальной медицинской группы в подготовительную группу, далее в основную и
наоборот) проводится на основании справки врачебной комиссии и заявления родителей
(законных представителей). На основании этих документов директор ОО издает приказ о
переводе обучающегося в другую группу здоровья.
2.3. Учет посещаемости обучающихся специальной медицинской группы здоровья
осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет
преподаватель, ведущий занятия в спец.медгруппе.
3 Организация образовательного процесса в специальной медицинской группе.
3.1.Образовательныйпроцессучащихся,отнесенныхкспециальноймедицинской
группе здоровья, регламентируется основным расписанием занятий.
3.2.
Посещение
занятий
учащимися,
отнесенными
к
специальной
медицинскойгруппе здоровья, являются обязательными. Во время уроков физической
культурыпо расписанию учебных занятий данные обучающиеся находятся вместе с
классом вспортивном зале образовательной организации или на спортивной площадке.
3.3.
Ответственность
за
посещение
обучающимися
спец.медгруппы
уроковфизической культуры возлагается на учителя, ведущего занятия в группе,
иклассного руководителя, контролируется заместителем директора по УВР имедицинским
работником ОО.
3.4. При подборе средств и методов обучения необходимо соблюдатьосновные
принципы физического воспитания: постепенность, систематичность,доступность,
разносторонность.
4 Функции заместителя директора по УВР, учителя, работающего вспециальной
медицинской группе.
4.1. Заместитель директора по УВР обеспечивает создание необходимыхусловий для
работы
специальных
медицинских
группы,
осуществляет
контроль
заработойСМГ,несетответственностьзаеёкомплектование,оказываетсистематическую
организационно-методическую
помощь
учителю
в
определениинаправленийипланированииработыспециальноймедицинскойгруппы,анализи
рует результаты обучения.
4.2. Учителя, работающие в специальных медицинских группах должны:
- знать анатомические
разныхвозрастных групп;
и
физиологические
особенности
обучающихся
- знатьметодикипроведениялечебнойфизкультурысразличнымизаболеваниями;
- знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры;
- знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правилатехники
безопасности и охраны труда;
- проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления
ихиндивидуальных возможностей и определения направлений развивающей
работы,фиксировать динамику развития обучающихся;
вестисистематическоенаблюдениезареакциейобучающихсянапредлагаемые
нагрузки по внешним признакам утомления;
- иметьследующую документацию рабочуюпрограммупопредмету;календарно –
тематическое планирование; расписание занятий; журнал учетауспеваемости и
посещаемости обучающихся.
5.
Системаоценивания
обучающихся,имеющихспециальнуюгруппуздоровья
достижений
5.1.Привыставлениитекущейотметкиобучающемуся,имеющемуспециальнуюгруппуз
доровья,необходимособлюдатьособыйтакт,бытьмаксимально внимательным, использовать
отметку таким образом, чтобы онаспособствовала его развитию и стимулировала на
дальнейшие занятия физическойкультурой.
5.2.
Итоговая
отметка
по
физической
культуре
обучающимся
специальноймедицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических
знаний(двигательныхуменийинавыков,уменийосуществлятьфизкультурнооздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетомдинамики
физической подготовленности и прилежания.
5.3. Обучающиеся подгрупп «А» и «Б» специальной медицинской группыздоровья
по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровымидетьми. Общий
объем двигательной активности и интенсивность физическихнагрузок, обучающихся
специальных медицинских групп должны быть снижены посравнению с объемом
нагрузки для обучающихся основной и подготовительнойгрупп. Кроме этого каждый
обучающийся специальной медицинской группы имеетсвой выбор ограничений
двигательной активности, который обусловлен формой итяжестью его заболевания. Такие
ограничения неизбежно накладывают отпечаток настепень развития двигательных
навыков и качеств.
5.4.
Текущая
отметка
успеваемости
обучающемуся
медицинскойгруппы здоровья выставляется по пятибалльной системе.
специальной
5.5. Положительная отметка по физической культуре выставляется с
учетомтеоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков,
уменийосуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
спортивно
–
оздоровительнуюдеятельность). Основной акцент должен быть сделан на стойкую
мотивациюобучающихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их
физическихвозможностей.
Положительнаяотметкадолжнабытьвыставленатакжеобучающемуся,которыйнепроде
монстрировалсущественныхсдвиговвформировании навыков, умений и развитии
физических качеств, но регулярнопосещал занятия, старательно выполнял задания
учителя,
овладел
доступными
емунавыкамисамостоятельныхзанятийоздоровительнойикорригирующейгимнастики,
необходимыми знаниями в области физической культуры.
5.6. Обучающемуся выставляется:
Отметка
«2»
конкретныхусловий:
(неудовлетворительно),
в
зависимости
от
следующих
-не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погоднымиусловиями;
-не выполняет требования техники безопасности и охраны труда науроках
физической культуры;
-обучающийся, не имеет выраженных отклонений в состоянии здоровья,при этом не
имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нетположительных
изменений в физических возможностях обучающегося, которыедолжны быть замечены
преподавателем физической культуры;
-не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков,умений и в
развитии физических и морально-волевых качеств;
-не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладелдоступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной иликорригирующей гимнастики,
необходимыми теоретическими и практическимизнаниями в области физической
культуры.
Отметка
«3»
конкретныхусловий:
(удовлетворительно),
в
зависимости
от
следующих
-выполняет все требования техники безопасности и правила поведения вспортивном
зале, на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охранутруда при выполнении
спортивных упражнений;
-обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья,при этом
старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, естьнезначительные, но
положительные изменения в физических возможностяхобучающегося, которые могут
быть замечены учителем физической культуры;
-продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков,умений и
развития физических и морально-волевых качеств в течение полугодия;
-частично
выполняет
все
теоретические
и
иные
задания
учителя,
овладелдоступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной
иликорригирующей
гимнастики,
необходимыми
теоретическими
и
практическимизнаниями в области физкультуры.
Отметка «4» (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий:
-имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока;
-выполняет все требования техники безопасности и правила поведения вспортивном
зале и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охранутруда при выполнении
спортивных упражнений на занятиях;
-обучающийся,
имеющий
выраженные
отклонения
в
состоянии
здоровья,приэтоммотивированкзанятиямфизическимиупражнениями.Естьположительные
изменения в физических возможностях обучающихся, которыезамечены учителем;
-постояннонаурокахдемонстрируетсущественныесдвигивформировании
навыков,
умений и развития физических и морально-волевыхкачеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдает на уроках норматив пофизкультуре, для своего возраста;
-выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладелдоступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной иликорригирующей гимнастики,
оказание посильной помощи в судействе илиорганизации урока, а также необходимыми
теоретическими и практическимизнаниями в области физической культуры.
Отметка «5» (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий:
-имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погоднымиусловиями,
видом спортивного занятия или урока;
-выполняет все требования техники безопасности и правила поведения вспортивном
зале и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охранутруда при выполнении
спортивных упражнений на занятиях;
-обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья,при этом
стойко
мотивирован
к
занятиям
физическими
упражнениями.
Естьсущественныеположительныеизменениявфизическихвозможностяхобучающихся,кот
орыезамеченыучителем.Занимаетсясамостоятельновспортивной
секции,
имеет
спортивные разряды или спортивные успехи насоревнованиях любого ранга;
-постояннонаурокахдемонстрируетсущественныесдвигивформировании
навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевыхкачеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдает или подтверждает всетребуемые на уроках нормативы по
физической культуре, для своего возраста;
-выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладелдоступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной иликорригирующей гимнастики,
оказание
посильной
помощи
в
судействе
школьныхсоревнованиймеждуклассамиилиорганизацииклассныхспортивныхмероприятий
, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниямив области физической
культуры.
5.7.Привыставлениичетвертной(полугодовой),годовойоценкипофизической культуре
учитывается прилежание, усердие в работе над собой ивыполнение всех рекомендаций
учителя физической культуры.
6 Организация учебного процесса обучающихся, освобождённых отфизических
нагрузок на уроках физической культуры.
6.1.Висключительныхслучаяхпосоответствующемумедицинскомузаключению
обучающиеся освобождаются от физических нагрузок на урокахфизической культуры.
6.2. Для освобождения обучающегося от физических нагрузок на урокахфизической
культуры
родители
(законные
представители)
предоставляют
в
ООзаключениеврачебнойкомиссииполиклиники(больницы)изаявлениеобосвобождении
обучающегося от физических нагрузок на уроках физическойкультуры.
Если обучающийся освобожден
физическойкультуры более чем на месяц:
от
физических
нагрузок
на
уроках
-ОО издает приказ об освобождении от физических нагрузок на урокахфизической
культуры к началу учебного года или во время учебного годанезамедлительно после
предоставления справки и заявления;
6.3. Присутствие этой категории обучающихся на уроках физическойкультуры
обязательно, так как ОО несет ответственность за жизнь и здоровьеобучающихся во время
образовательного процесса.В том случае, если по медицинскому заключению пребывание
в спортивномзале связано с опасностью для жизни и здоровья обучающегося,
освобожденного отфизических нагрузок, или по заявлению родителей (законных
представителей),администрация ОО определяет его местонахождение
проведения учебныхзанятий по физической культуре (библиотека и др.).
во
время